Старший инспектор Александр Юмаев о нелегких рабочих буднях.

Заметила, уже не так часто, как раньше, водители коротким подмигиванием фар предупреждают друг друга о дежурящем на трассе экипаже ДПС. Задумалась, почему? Скорее, большинство понимает, этот моргающий сигнал — ­ медвежья услуга самим себе: порядка на дороге хочется, без страшных сводок в СМИ. Один из тех, кто отвечает за безопасность движения, — ­ старший инспектор ДПС ОМВД России по Комсомольскому району, старший лейтенант Александр Юмаев.

Корреспондент «Зари» провела рабочий день с полицейским, будни которого далеки от сценариев фильмов и анекдотов. Страж порядка рассказал о работе в мороз, в жару, погонях, о борьбе за трезвость и не только.

Жизнь по распорядку

Рабочий день старлея Юмаева начинается в 7.45 утра. Обязательно ­ — получасовой инструктаж заступающему наряду, ознакомление с ориентировками по угонам и пропавшим без вести, преступникам, получение табельного оружия, проверка внешнего вида, наличия необходимых документов и состояния патрульного автомобиля. Распределяются места несения службы: по городу и району. После окончания утренней планёрки Александр вместе с напарником направляется в поликлинику, где фельдшеры «скорой»  проводят медосмотр, без которого в рейс выходить нельзя. У гаража полицейских ожидает патрульный автомобиль «Лада Гранта».

Устроившись поудобнее, отправляемся на первое место дислокации: самая оживленная трасса района ­ — автодорога Иваново­-Ярославль. Здесь до полудня особенно интенсивное движение. Самые распространенные правонарушения – это выезд на встречную полосу, превышение скорости, проезд на «красный».

На посту нет места эмоциям

Несколько часов на посту. Времени – около 12, пора на обед.

­- В это время едем либо в рабочий кабинет, либо домой, кафе. Но не редкость, когда вообще остаемся без обеда, служба есть служба, ­ — говорит старший лейтенант.

Не было обеда в расписании и сегодня. Пока добираемся до следующей точки, Александр рассказывает о своей службе. Окончил Владимирский юридический институт, получив квалификацию юриста по специальности «Правоохранительная деятельность». Работает в полиции 19 лет, из них шесть ­ — в ГИБДД.

Начинал в Тейкове милиционером патрульно­-постовой службы, потом работал в уголовном розыске.

Затем был перерыв в службе. Когда Александр решил вернуться в органы, вакансий было немного.

В то время Комсомольский отдел присоединили к Тейковскому, имелась ставка сотрудника ГАИ в нашем городе.

­- Раздумывать не стал, решил попробовать. Честно скажу, понравилось и уже никуда уходить не захотелось. Да, служба на дороге в любую погоду: и в 30-­градусную жару, и в 30­-градусный мороз.  Привык так работать,  ни разу о выбранной профессии не пожалел, ­ — говорит Александр. – Со временем научился абстрагироваться в тяжелых ситуациях, например при авариях с погибшими.  Нельзя давать волю эмоциям, нам нужно организовать помощь пострадавшим, оградить место происшествия для сохранения обстановки, установить свидетелей  аварии, оформить необходимые документы.  Выбирая нашу профессию, человек должен быть готов к этому.

Нарушают и водители, и пешеходы

По рации постоянно слышен мужской голос: дежурный озвучивает обстановку в городе.

Тем временем наш автомобиль приближается к очередному месту дислокации – перекресток улиц Люлина и Колганова. Здесь часто нарушают правила и пешеходы, и водители.

Оба члена экипажа едва успевают отстегнуть ремни безопасности, надеть фуражки, взять рацию и жезлы, тут как тут нарушитель: женщина, не стесняясь спецмашины, пересекает проезжую часть вне зоны пешеходного перехода. Становлюсь свидетелем такого диалога:

­- Гражданка, где нужно переходить дорогу?

­- А я че, я ниче, я не нарушаю. Так вроде бы пока никого нет?

­- Сейчас нет, а через секунду появится.

На первый раз нарушительница отделывается устным предупреждением.  Но гражданка, похоже, вину за собой не чувствует.

Вслед инспектор слышит: «Вы лучше пьяных ловите!».

Проходит несколько минут, вот еще один нарушитель. Александр строго следует уставу:

­- Здравствуйте, старший инспектор Юмаев. Ваши документы!

Водитель протягивает права, страховку и паспорт авто.

­- Почему на переходе не предоставляете преимущество пешеходу?

­- Да вот отвлекся, засмотрелся, задумался, ­ — оправдывается водитель.

­- За рулем вы должны быть предельно внимательными!

Тут предупреждением не отделаться: нарушителю выписан штраф.

­- И таких невнимательных немало. Так и  до беды недалеко, ­ — поясняет полицейский.  – Одни участники движения признают, что были неправы. Другие, как видите, нет. Но не могу сказать, что водители плохо относятся к сотрудникам ГИБДД. Могут и посочувствовать, например в знойную жару или мороз. Был случай, когда фруктами угощали.

Пьяного за рулем чуют за версту

Едем дальше. По городу экипаж патрульного авто перемещается, строго соблюдая правила.

­- Наши  жители, если вдруг что, сразу сделают замечание или с жалобой в дежурную часть обратятся, — ­ говорит Александр. – Вот недавний пример: на Дне села Писцова авто ГАИ в центре населенного пункта перекрыло пешеходный переход на время  праздника. Подошел гражданин, сделал нам замечание: почему не включены спецсигналы. Мы объяснили, что в этом случае их и не нужно включать. Бдительные у нас граждане.

Решаюсь спросить: правда ли, что дорожные полицейские за версту чуют пьяного за рулем.

­- Это приходит с опытом. Пьяного водителя видно по поведению: едет виляя, может внезапно остановиться, начинает разворачиваться ­ — значит, что­-то не в порядке. Либо при общении чувствуешь запах алкоголя. Бывает, что водители попросту выпадают из­-за руля, — ­ рассказывает инспектор. ­ — Несколько лет назад 9 мая наш наряд остановил шесть нетрезвых водителей. В основном  пьяные за рулём ­ — мужчины. Но была и женщина, остановленная в селе Писцове после погони. Она оправдывалась: едет не спеша, рулить может, дорогу видит. Она была лишена водительских прав на полтора года.

По словам сотрудников, сложнее с так называемыми «ночными жителями»: водители в состоянии алкогольного опьянения ездят по городу до магазинов, баров. Чаще всего они агрессивны, не останавливаются по требованию стражей порядка, пытаются скрыться от погони. Понимая бесполезность затеи, бросают авто и убегают. На следующий  день сами приходят в участок, извиняются, говорят, что не отдавали отчет своим действиям.

­- Всякое бывает, ­ — вздыхает полицейский.  – Был такой случай: 8 марта шла по дороге пьяная компания, распивала спиртное. Гражданам было сделано замечание. На двух инспекторов дебоширы накинулись с кулаками. Зачинщик драки сейчас отбывает наказание в местах лишения свободы.

Культура вождения повышается

Подводим итог. Сегодня выдался спокойный день: мало нарушителей, ДТП нет. Как поясняют инспекторы, аварии в дневное время чаще всего обходятся без жертв, «страдает» только техника. А вот в утренние, вечерние, ночные часы, праздничные дни, когда машин на дорогах мало и скорости значительно выше, последствия при ДТП более серьёзные.

­- Нужно признать, культура вождения в городе и районе, несомненно, повышается. Водители привыкли пропускать пешеходов, последние стали более дисциплинированными, — ­ резюмирует старлей. ­  — Я считаю, что немалую роль играют наряды ДПС на дорогах, беседы инспекторов с водителями, пешеходами.

Если говорить об основных причинах ДТП, то это ­-  непростые погодные условия и при этом чрезмерная самоуверенность участников движения.

На сон – порой пара часов

Часы показывают 18.00, конец рабочей смены. Экипаж возвращается в отделение. Сотрудники сдают руководителю служебную документацию, где указано количество нарушений и оформленных ДТП. Перед сдачей поста полицейские приводят  в порядок патрульную машину, переодеваются в «гражданку» и спешат домой, где их ждут семьи.

­- Хотя провести время дома с близкими не всегда удается, ­ — добавляет Александр. – Порой происходят две­-три аварии за ночь, нас вызывают, домой возвращаешься только в пять часов утра. А через пару часов ­ — новый рабочий день.

Что ж, издержки профессии. Но, как заверяет Александр Юмаев, свою работу он любит: каждый день – новая маленькая жизнь с серьезной ответственностью и полной самоотдачей.

Замечает, у полицейских со многими земляками складываются  уважительные отношения.

Н.Осипова

К сведению

За шесть месяцев этого года  в Комсомольском районе произошло 47 дорожно-­­транспортных происшествий. Это на 13 случаев меньше аналогичного периода прошлого года. Все ДТП случились по вине водителей транспортных средств.

На автомобильной дороге Иваново­­-Ярославль произошло 3 аварии, в которых получили травмы пять человек.

Основными причинами происшествий стал выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда.

За шесть месяцев 2019 года зарегистрировано 6 ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Как подчеркнул начальник ОГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Виталий Могилевец, в этом году не произошло ни одного происшествия с участием несовершеннолетних.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.