Старший инспектор Александр Юмаев о нелегких рабочих буднях.
Заметила, уже не так часто, как раньше, водители коротким подмигиванием фар предупреждают друг друга о дежурящем на трассе экипаже ДПС. Задумалась, почему? Скорее, большинство понимает, этот моргающий сигнал — медвежья услуга самим себе: порядка на дороге хочется, без страшных сводок в СМИ. Один из тех, кто отвечает за безопасность движения, — старший инспектор ДПС ОМВД России по Комсомольскому району, старший лейтенант Александр Юмаев.
Корреспондент «Зари» провела рабочий день с полицейским, будни которого далеки от сценариев фильмов и анекдотов. Страж порядка рассказал о работе в мороз, в жару, погонях, о борьбе за трезвость и не только.
Жизнь по распорядку
Рабочий день старлея Юмаева начинается в 7.45 утра. Обязательно — получасовой инструктаж заступающему наряду, ознакомление с ориентировками по угонам и пропавшим без вести, преступникам, получение табельного оружия, проверка внешнего вида, наличия необходимых документов и состояния патрульного автомобиля. Распределяются места несения службы: по городу и району. После окончания утренней планёрки Александр вместе с напарником направляется в поликлинику, где фельдшеры «скорой» проводят медосмотр, без которого в рейс выходить нельзя. У гаража полицейских ожидает патрульный автомобиль «Лада Гранта».
Устроившись поудобнее, отправляемся на первое место дислокации: самая оживленная трасса района — автодорога Иваново-Ярославль. Здесь до полудня особенно интенсивное движение. Самые распространенные правонарушения – это выезд на встречную полосу, превышение скорости, проезд на «красный».
На посту нет места эмоциям
Несколько часов на посту. Времени – около 12, пора на обед.
- В это время едем либо в рабочий кабинет, либо домой, кафе. Но не редкость, когда вообще остаемся без обеда, служба есть служба, — говорит старший лейтенант.
Не было обеда в расписании и сегодня. Пока добираемся до следующей точки, Александр рассказывает о своей службе. Окончил Владимирский юридический институт, получив квалификацию юриста по специальности «Правоохранительная деятельность». Работает в полиции 19 лет, из них шесть — в ГИБДД.
Начинал в Тейкове милиционером патрульно-постовой службы, потом работал в уголовном розыске.
Затем был перерыв в службе. Когда Александр решил вернуться в органы, вакансий было немного.
В то время Комсомольский отдел присоединили к Тейковскому, имелась ставка сотрудника ГАИ в нашем городе.
- Раздумывать не стал, решил попробовать. Честно скажу, понравилось и уже никуда уходить не захотелось. Да, служба на дороге в любую погоду: и в 30-градусную жару, и в 30-градусный мороз. Привык так работать, ни разу о выбранной профессии не пожалел, — говорит Александр. – Со временем научился абстрагироваться в тяжелых ситуациях, например при авариях с погибшими. Нельзя давать волю эмоциям, нам нужно организовать помощь пострадавшим, оградить место происшествия для сохранения обстановки, установить свидетелей аварии, оформить необходимые документы. Выбирая нашу профессию, человек должен быть готов к этому.
Нарушают и водители, и пешеходы
По рации постоянно слышен мужской голос: дежурный озвучивает обстановку в городе.
Тем временем наш автомобиль приближается к очередному месту дислокации – перекресток улиц Люлина и Колганова. Здесь часто нарушают правила и пешеходы, и водители.
Оба члена экипажа едва успевают отстегнуть ремни безопасности, надеть фуражки, взять рацию и жезлы, тут как тут нарушитель: женщина, не стесняясь спецмашины, пересекает проезжую часть вне зоны пешеходного перехода. Становлюсь свидетелем такого диалога:
- Гражданка, где нужно переходить дорогу?
- А я че, я ниче, я не нарушаю. Так вроде бы пока никого нет?
- Сейчас нет, а через секунду появится.
На первый раз нарушительница отделывается устным предупреждением. Но гражданка, похоже, вину за собой не чувствует.
Вслед инспектор слышит: «Вы лучше пьяных ловите!».
Проходит несколько минут, вот еще один нарушитель. Александр строго следует уставу:
- Здравствуйте, старший инспектор Юмаев. Ваши документы!
Водитель протягивает права, страховку и паспорт авто.
- Почему на переходе не предоставляете преимущество пешеходу?
- Да вот отвлекся, засмотрелся, задумался, — оправдывается водитель.
- За рулем вы должны быть предельно внимательными!
Тут предупреждением не отделаться: нарушителю выписан штраф.
- И таких невнимательных немало. Так и до беды недалеко, — поясняет полицейский. – Одни участники движения признают, что были неправы. Другие, как видите, нет. Но не могу сказать, что водители плохо относятся к сотрудникам ГИБДД. Могут и посочувствовать, например в знойную жару или мороз. Был случай, когда фруктами угощали.
Пьяного за рулем чуют за версту
Едем дальше. По городу экипаж патрульного авто перемещается, строго соблюдая правила.
- Наши жители, если вдруг что, сразу сделают замечание или с жалобой в дежурную часть обратятся, — говорит Александр. – Вот недавний пример: на Дне села Писцова авто ГАИ в центре населенного пункта перекрыло пешеходный переход на время праздника. Подошел гражданин, сделал нам замечание: почему не включены спецсигналы. Мы объяснили, что в этом случае их и не нужно включать. Бдительные у нас граждане.
Решаюсь спросить: правда ли, что дорожные полицейские за версту чуют пьяного за рулем.
- Это приходит с опытом. Пьяного водителя видно по поведению: едет виляя, может внезапно остановиться, начинает разворачиваться — значит, что-то не в порядке. Либо при общении чувствуешь запах алкоголя. Бывает, что водители попросту выпадают из-за руля, — рассказывает инспектор. — Несколько лет назад 9 мая наш наряд остановил шесть нетрезвых водителей. В основном пьяные за рулём — мужчины. Но была и женщина, остановленная в селе Писцове после погони. Она оправдывалась: едет не спеша, рулить может, дорогу видит. Она была лишена водительских прав на полтора года.
По словам сотрудников, сложнее с так называемыми «ночными жителями»: водители в состоянии алкогольного опьянения ездят по городу до магазинов, баров. Чаще всего они агрессивны, не останавливаются по требованию стражей порядка, пытаются скрыться от погони. Понимая бесполезность затеи, бросают авто и убегают. На следующий день сами приходят в участок, извиняются, говорят, что не отдавали отчет своим действиям.
- Всякое бывает, — вздыхает полицейский. – Был такой случай: 8 марта шла по дороге пьяная компания, распивала спиртное. Гражданам было сделано замечание. На двух инспекторов дебоширы накинулись с кулаками. Зачинщик драки сейчас отбывает наказание в местах лишения свободы.
Культура вождения повышается
Подводим итог. Сегодня выдался спокойный день: мало нарушителей, ДТП нет. Как поясняют инспекторы, аварии в дневное время чаще всего обходятся без жертв, «страдает» только техника. А вот в утренние, вечерние, ночные часы, праздничные дни, когда машин на дорогах мало и скорости значительно выше, последствия при ДТП более серьёзные.
- Нужно признать, культура вождения в городе и районе, несомненно, повышается. Водители привыкли пропускать пешеходов, последние стали более дисциплинированными, — резюмирует старлей. — Я считаю, что немалую роль играют наряды ДПС на дорогах, беседы инспекторов с водителями, пешеходами.
Если говорить об основных причинах ДТП, то это - непростые погодные условия и при этом чрезмерная самоуверенность участников движения.
На сон – порой пара часов
Часы показывают 18.00, конец рабочей смены. Экипаж возвращается в отделение. Сотрудники сдают руководителю служебную документацию, где указано количество нарушений и оформленных ДТП. Перед сдачей поста полицейские приводят в порядок патрульную машину, переодеваются в «гражданку» и спешат домой, где их ждут семьи.
- Хотя провести время дома с близкими не всегда удается, — добавляет Александр. – Порой происходят две-три аварии за ночь, нас вызывают, домой возвращаешься только в пять часов утра. А через пару часов — новый рабочий день.
Что ж, издержки профессии. Но, как заверяет Александр Юмаев, свою работу он любит: каждый день – новая маленькая жизнь с серьезной ответственностью и полной самоотдачей.
Замечает, у полицейских со многими земляками складываются уважительные отношения.
Н.Осипова
К сведению
За шесть месяцев этого года в Комсомольском районе произошло 47 дорожно-транспортных происшествий. Это на 13 случаев меньше аналогичного периода прошлого года. Все ДТП случились по вине водителей транспортных средств.
На автомобильной дороге Иваново-Ярославль произошло 3 аварии, в которых получили травмы пять человек.
Основными причинами происшествий стал выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда.
За шесть месяцев 2019 года зарегистрировано 6 ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Как подчеркнул начальник ОГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Виталий Могилевец, в этом году не произошло ни одного происшествия с участием несовершеннолетних.