Педагог Галина Шаркова рассказала о том, что читают современные дети и о чём спорят на уроках.

32 года работает учителем русского языка и литературы Галина Шаркова. Последние шесть лет она преподает в Марковской основной школе, до этого 26 лет работала в Никольской школе. Галина Борисовна с детства хотела стать учителем.

— Я всегда была активисткой, в центре всех школьных событий, — рассказывает Галина Борисовна. — Когда поступила в Шуйский государственный педагогический институт, курс отправили на уборку картошки. А 1 сентября разрешили поприсутствовать на торжественной линейке в сельской школе. Смотрела со стороны с замиранием сердца и думала, вот где я должна быть, вот моя работа. В педагогике, как и в любом другом деле, многое зависит от отношения работника к своим обязанностям. Как говорит Шаркова, если человек действительно на своём месте, то он оставит хороший след.
— Входя в класс, понимаю, каждое мое слово должно находить отклик детей, — продолжает собеседница. – Например, если на уроке мы обсудили какую-то конфликтную ситуацию, рассчитываю, что дети в подобной будут вести себя соответствующим образом. Каждую секунду, по словам классика, надо сеять разумное, доброе, вечное.
Ко мне приходят выпускники, мы связь не теряем. Сейчас в педагогическом колледже учится бывшая выпускница Виктория Асоскова. При необходимости охотно помогаю ей.
На мой вопрос, как изменилась профессия учителя с годами, педагог ответила:
— Да, идет цифровизация учебного процесса, но главное осталось прежним — учитель ведёт разговор с учениками.

Самое главное, считает учитель, нужно приложить все усилия, чтобы время, проведённое в школе, было для ребёнка светлым и добрым.
— Настоящее удовлетворение от работы чувствую, когда ярко прошёл урок, — продолжает Галина Борисовна. — А это видно по эмоциям учеников. Я радуюсь, когда вижу, что дети на уроке литературы пережили вместе с героями их кризисы и радости и стали богаче эмоционально.
Каждое поколение твердит о том, что молодёжь пошла не та. Сейчас часто говорят о том, что детям не до чтения.
Каково мнение учителя?
— Дети читают, но просто не то, что мы хотим, — улыбаясь, говорит Шаркова. — Не книги, а новостные ленты Вконтакте или подписи под фото в инстаграм. Вопрос в том, как сделать художественную литературу не менее интересной. И это одна из задач учителя.
Но одно дело читать «Гарри Поттера» и совсем другое — произведения школьной программы.
— Сложная к восприятию книга Николая Гоголя «Тарас Бульба»,— говорит учитель. — Но если ребёнка сначала погрузить в историко-литературный контекст, то он начнет понимать, о чём идёт речь, ему становится интересно.
Дискуссии вызывает любовная тематика.
— Во время обсуждения романа Пушкина «Евгений Онегин» мальчики и девочки очень горячо отстаивали своё мнение.
Мы вместе оцениваем поступки героев. Так у детей формируется отношение к нравственным ценностям, — подытоживает учитель.
Гаджеты уже изменили модель чтения. Некоторые и вовсе книг больше не читают, а слушают. Что же будет, если учителю литературы сказать: «Я слушал «Мертвые души»?
— Такие случаи в моей практике бывают, — говорит педагог. – Отношусь к этому лояльно, пусть так, ребенок ведь знает о произведении. Но обычно говорю, что есть вещи, которые на слух воспринимать сложно, поэтому какие-то фрагменты надо прочитать.

Н. Михайлова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.