Очередной праздник для горожан. Причем, даже далеких от мотоциклов, трамплинов и высоких скоростей. За порцией адреналина в деревню Добрищево съехались сотни зрителей. Восемь регионов, 23 города, 102 мотоцикла. Заезды по традиции проходили в разных классах.
Самым маленьким участникам всего четыре-пять лет. Трое мальчишек и одна девчонка из Углича Ярославской области. За десять минут до старта великолепная четверка в красках, едва выговаривая букву «р», рассказала, как правильно тормозить, где прибавить газу и какую ногу нужно выставлять при левом повороте.
ТАКАЯ ПРИМЕТА: НИКАКИХ ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕД СТАРТОМ
— На «мотике» круто, — хором говорят гонщики. — Нам все в детском саду завидуют. Нам совсем не страшно. Хотим, чтобы все в квартире кубками заставлено было.
Всем правилам и хитростям малышей учит папа одной из пятилетних мотогонщиц Алексей Скоморохов. Сам спортсмен со стажем.
— Говорят, гонка класса 50 (ред.: 50 кубов — класс для детей до восьми лет) — это заезд родителей. Я очень боялся начинать работать с детьми. С ними особый язык нужен, метод кнута и пряника, золотая середина, — говорит Алексей. — Тренируемся три-четыре раза в неделю. Ходим в спортзал, в бассейн. Еще год назад никто из них не умел ездить на двухколесном велосипеде. Учились, наматывали круги в спортзале. Потом ставили четыре колеса на мотоцикл. Сегодня все они уже призеры каких-либо соревнований.
Во время десятиминутной гонки Соня Скоморохова заставила болельщиков понервничать. Съезжая с трамплина, девочка упала. Казалось, для маленькой Сони сегодня соревнования закончились. Но сдаваться, видимо, не в характере пятилетней гонщицы. Она подняла любимый «мотик», завела его и дернулась с места вслед за мальчишками.
Опытные мотогонщики — люди очень суеверные. Не фотографируются и никогда не дают интервью перед стартом. Соня, вероятно, об этом не знала.
А вот еще одна представительница прекрасного пола — гонщица Ирина Шаброва из Ярославля (номер 122) — в приметы верит.
— Фотографироваться перед гонкой нельзя ни в коем случае. Я уже три раза пренебрегала приметой и все три раза падала на трассе. Последствия были тяжелыми. Я хромаю до сих пор, — признается девушка. — Но без мотоцикла уже не могу жить. Хотя после травм страх до сих пор присутствует. Папа у меня тоже мотогонщик, говорит, что я стала ездить осторожно, без риска. Может, поэтому у меня пока нет громких побед. Я соревнуюсь с мальчишками. С ними сложнее. Но зато с мальчишками «накат» получается: они впереди, а я за ними стремлюсь.
БИТВА ЧЕМПИОНОВ
В классе с объемов двигателя 85 кубических сантиметров равных не было 14-летнему Сергею Прытову из города Шарья Костромской области (номер 76). В своих кругах его называют звездой. Он — чемпион России по мотокроссу, к победам привык.
— В Комсомольске очень хорошая трасса, скоростная, мне понравилась, — рассказывает Сергей. — Здесь, конечно, не этап чемпионата России, но достойные соревнования.
Еще один чемпион страны — Дмитрий Скороходов из города Раменское Московской области (номер 88). Выступает на мотоцикле с коляской в паре с шуянином Максимом Окуньковым. Познакомились по Интернету. Теперь, рассказывают спортсмены, на трассе понимают друг друга без слов.
— Мое сугубое мнение, 60 процентов успеха зависит от «колясочника»,- считает Дмитрий Скороходов. — Со стороны кажется, что это балласт, лишний груз, но на самом деле это второй руль. Я бы даже сказал первый.
Водитель — только газует и тормозит. От «колясочника» зависит, как мы проходим повороты, он выравнивает мотоцикл. В правом повороте он свешивается на правую сторону. И чем лучше он «свесится», тем быстрее мы пройдем поворот. Нам даже не надо смотреть друг на друга, мы все чувствуем.
— Я корпусом «рулю», — добавляет напарник Максим Окуньков. — Законы физики никто не отменял.
ПОБЕДА — У ВЕТЕРАНОВ-КОМСОМОЛЬЧАН
Самая, пожалуй, зрелищная борьба развернулась между участниками на мотоциклах объемом двигателя в 250 кубических сантиметров. Прыжки с трамплинов, заносы на поворотах, высокие скорости…
От Комсомольска за кубки боролись два гонщика. Вдохновитель соревнований мастер спорта Владимир Клюев (номер 182) и кмс Евгений Червяков (номер 610). В своей группе они заняли первое и второе место соответственно.
— Я занимаюсь этим спортом с 1976 года. Идея проводить мотокросс родилась давно, еще в советское время, — говорит Владимир Клюев. — Трассу создавали по всем правилам. Основа — природный рельеф, где-то подсыпали, где-то убрали грунт, ведь нужны повороты, трамплины. На соревнования приехало много спортсменов, в том числе и моих знакомых. Уже участвуют в гонках их дети и внуки.
Кстати
Уже по традиции перед мотогонками свою выносливость и скорость демонстрируют лыжники. Около сорока школьников разных возрастов боролись за медали и свое здоровье.
— Дети довольны, — отмечает тренер Николай Гаращук. — Все награждены, в этом очень помогают спонсоры. Кроме того, такие соревнования — популяризация спорта. Дети демонстрируют свои результаты родителям. Ведь у мам и пап редко бывает возможность поболеть за своих детей на выездных соревнованиях.
Д.Николаева. Фото — С. Филимонов.