Сергей-Люлин

Наш земляк Сергей Люлин погиб, приняв последний бой 14 сентября 1944 года. За мужество  и  образцовое  выполнение  заданий ему присвоено звание Героя Советского союза.

Каждая история, каждый факт, каждое имя – это часть нашей общей исторической памяти. Поэтому газета продолжает рассказывать о Героях Советского Союза – наших земляках. Люлин Сергей Михайлович ­ штурман эскадрильи 124-­го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан проявил особое мужество в ходе боев в годы Великой Отечественной войны и погиб, защищая Родину.

Первый опыт

Сергей Люлин родился 17 сентября 1915 года в деревне Куличиха (теперь Комсомольскийого района Ивановской области) в крестьянской семье. После окончания школы Сергей уехал в Иваново и получил специальность токаря в школе фабрично­заводского ученичества. До призыва на службу в Рабоче-­крестьянскую Красную армию в марте 1937 года Сергей работал на заводе «Ивтекмаш».

В ходе службы он окончил школу младших авиационных специалистов и стал стрелком-­радистом в бомбардировочной авиации. Первый боевой опыт молодой боец получил в 1939 году. Затем была советско­-финская война.

К 1941 году молодой летчик имел уже около 60 боевых вылетов и медаль «За отвагу». Накануне Великой Отечественной войны Сергей Люлин по окончании Харьковской военной авиационной школы лётчиков-­наблюдателей направлен штурманом в бомбардировочный полк.

На юго­-западном фронте

Военная биография штурмана бомбардировщика СБ Сергея Люлина продолжилась на Юго-­Западном фронте. Освоив технику полетов на пикирующем бомбардировщике Пе-­2, Сергей воевал на Западном, Донском, Северо-­Кавказском,

3-­м Белорусском, 1-­м Прибалтийским фронтах. В ходе службы в годы Великой Отечественной войны наш земляк был отмечен как меткий стрелок и бесстрашный воин.

 Вот как об этом говорится в его боевой характеристике.

«18 октября 1941 года Люлин, ведущий звена из трех самолетов Пе­-2, с высоты 200 метров бомбардировал скопление танков и автомашин на северной окраине Рузы. Выполнению задания мешали низкая облачность, сильное  противодействие зенитной артиллерии. Пренебрегая опасностью, Сергей  сделал три захода на цель, точно сбрасывая каждую бомбу на скопление врага.  Он штурмовал  огнем из пулеметов живую силу и автотранспорт противника. В результате метких ударов повреждено восемь фашистских танков, взорваны три цистерны с горючим, рассеян и частью уничтожен почти взвод фашистов. При выполнении этого задания при первом заходе на цель зенитным снарядом у самолета Сергея Люлина была разбита правая плоскость и вырвана приборная доска. Преодолевая трудности управления самолетом и детальной ориентировки, Сергей Михайлович привел звено на свой аэродром».

Точно в цель

С лета 1944 года Сергей Михайлович уже служил в должности штурмана полка. Гвардии капитан Люлин к сентябрю 1944 года совершил 110 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника, сбил три, в составе группы – семь самолётов врага.

Из боевой характеристики Сергея Люлина.

«24 июня 1944 года Люлин дважды водил полковую колонну на бомбардирование вражеских опорных пунктов Жавыки, Бавичи, Стулаки, Бреховцы. Заданные цели поражены исключительно точно. Наземные части, воодушевленные отличной работой летчиков, смяли врага и продвинулись вперед. Летчикам объявлена благодарность командования наземных войск».

 Летным мастерством, отвагой и находчивостью нашего земляка восхищались однополчане Сергея Люлина. В полку знали случай, происшедший с Люлиным в боях под Ленинградом. Однажды он с командиром эскадрильи вылетел на разведку в глубокий тыл противника. При возвращении их самолет на высоте семи тысяч метров атаковали два «мессера». Сергей и стрелок-­радист подбили одного из них. Второй же продолжал атаковать. Отражая атаки, Люлин и стрелок-­радист израсходовали все боеприпасы. К тому же левый мотор самолета Люлина загорелся. Гитлеровский летчик в этот момент совсем обнаглел. Он подлетел так близко, что можно было разглядеть его лицо. Быстрый в решениях, Сергей выхватил сигнальную ракетницу и выстрелил из нее в противника. Гитлеровец, оторопев, круто ушел в сторону. Люлин, пользуясь большой высотой, сумел сбить пламя с мотора и уйти от преследования.

Последний бой

Свой последний 168-­ой боевой вылет Люлин совершил 14 сентября 1944 года.

Был получен приказ: всем полком обрушить бомбовый удар по аэродрому Риги, где немцы сосредоточили большое количество самолетов. Экипаж ведущего самолета возглавлял командир полка, штурманом был Сергей Люлин.

В воздушном бою флагманский штурмовик Люлина был подбит, горели оба двигателя, но экипаж упорно продолжал вести за собой полк, строго выдерживая боевой курс.

Самолет терял управление, и  пилот направил горящую машину на железнодорожный переезд у населенного пункта Марупе в середину колонны фашистской техники. Машина вместе с героями рухнула на землю. Аэродром был уничтожен, важное задание было полком выполнено, но не смог вернуться на свой аэродром командирский самолет.

О.Василенко

 

К теме

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко­-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Люлину Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен наш земляк в братской могиле в поселке Тирайне Марупской волости Рижского района Латвии. Сергей Михайлович Люлин награждён также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени,орденами Суворова 3-­й степени, Красной Звезды, медалями.

В родной деревне установлен памятник в честь нашего земляка, имя Героя носят улицы в Комсомольске и Иванове. Имя Сергея Люлина увековечено и на мемориале в нашем районном центре, а в Иванове ­ на мемориальной доске выпускникам аэроклуба и на мемориале героям-­ивановцам у Вечного огня.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.