DSC_8861

Юрий Сергеевич Люлин

Сын Героя Советского Союза (на снимке) о своей семье, родине и Дне Победы 9 мая.

Герой Советского Союза. Представляю: портрет солдата в форме с гордо поднятой головой. И кажется, что это было так давно, стало историей  с сухими цифрами, фактами. Признаюсь, всегда с трудом запоминала даты битв, названия фронтов и географические объекты. Мне, малолетней, рассказы о войне врезались только одним впечатлением: бабушки рассказывали, как детьми ели мерзлую картошку. Мои бабушки… и мерзлую картошку! К чему я? Мы знаем, в нашем районе родился Герой Советского Союза Сергей Люлин, что в 44­-ом в Риге экипаж, в котором был наш земляк, штурман эскадрильи 124-­го авиаполка,  направил свой самолет на железнодорожный переезд в середину колонны вражеских танков. Но что известно не о подвиге героя, а о человеке, о крестьянине из Куличихи, о сыне, любимом мужчине и отце?

Одно воспоминание о папе

Балахонки -­ село в Ивановском районе. За рекой небольшой деревянный домик. Без предварительного звонка вхожу в калитку. Стучу в дверь. Мужской голос: «Входите, не заперто!». «Юрий Сергеевич? Я из газеты…». «Ой, Господи, как неудобно, у меня ж не прибрано… Проходите-­проходите, пожалуйста!», ­-  домешивая суп на плите, суетится мужчина. Понял без лишних слов: вспомнили о его великом отце.

Юрию Сергеевичу Люлину почти 78. Дома  уютно , но видно – без женской руки. Десять месяцев назад он потерял супругу. Потихоньку привыкает жить один. Но нет-­нет  и скажет что-­то, взглянув на потрет с черной ленточкой на стене.

Сергей-в-молодости

Сергей Люлин в молодости

Когда отец уходил на фронт, еще на советско-­финскую войну, Юре было всего два года.

— Одно мгновение помню. Он в военной форме, только окончил училище,  на несколько дней его отпустили, видимо. Он меня вот так приподнял: «Сын…», ­ — поцеловал… Врезалось мне это и все, ­ — со слезами, вскинув руки, как отец когда­-то, рассказывает Юрий Сергеевич. – Недолго побыл, и  вот война. Плохо без отца, я вам скажу.

Мама Юрия так и не успела расписаться с любимым. С войны ждала до последнего.

— Всю войну они переписывались. Только время такое, письма не сохранились. Отец писал: «Прилечу к вам на самолете после войны, найду, где приземлиться». Так он подбадривал маму и заставлял не терять надежду. Мама после его смерти так и не вышла замуж, а я – единственный сын Сергея Люлина. Сейчас и я один, так сказать, самый близкий по крови. Все сестры папы, тетки мои,  умерли.

Юра помнит все: и голодное детство, и мерзлую картошку, и слезы. Он жил вместе с мамой и ее родителями в Куличихе. Бабушка с дедушкой по отцу – в соседней деревне Рожново. А он мальчишкой бегал к ним в гости. Бабка приговаривала: «Пусть Юрашка придет, как он на Сереженьку похож: волосы черные, кучерявые – один в один сынок».

Сергей-Люлин-с-гражданской-женой

Сергей Люлин с гражданской женой Ольгой

Из 44­-го Юрий Сергеевич по­-прежнему помнит строки. Война зарубила на всю жизнь. В школе за выученное четверостишие ему налили стакан киселя:

«Ты каждый раз,

Ложась в постель,

Смотри во тьму окна

И помни, что идет метель

И что идет война».

 

Внук носит имя деда

Как сложилась судьба сына героя? Обычное для того времени деревенское детство. Поступил в техникум физической культуры, получил первый разряд по плаванию. Год проучился и сбежал.

— Это была моя первая ошибка, ­ — признается Юрий Сергеевич. ­ — Меня не исключили, я все сдал… просто и поесть­-то плоховато было. А нас, знаешь, как гоняли? Ух! Друг у меня был Титов, после в «Текстильщике» играл…  Так мы полбуханки хлеба с водой в буфете съедали. Потом меня секретарем комсомольской организации выбрали. Направили в партийную школу – единственного из района, ­ —  так я опять не поехал. Не мое это, я ж деревенский до мозга костей.  Мое – это колхоз. Так и проработал всю жизнь механизатором: на тракторе да на комбайне. Всегда с песнями ездил.  Скучно, едешь 12 часов и начинаешь горланить, все равно никто не слышит.

Юрий был видным парнем на деревне (уже в Балахонках): гармонист. Как­-то в село приехала молодая выпускница медучилища.

— Играл на одном из вечеров, медсестра познакомила меня с Зоей Алексеевной. И все, влюбился с первого захода. Три года продружили, процеловались, решили пожениться. Жить стали в комнате, ей дали от больницы. Потом вот этот домик купили, больше 50 годков уже здесь. А с Зоей бы 54  уже прожили, ­ — снова с тоской посматривает на портрет.

У Юрия и его Зои – три внучки, двое сыновей: Алексей и Сергей работают водителями, навещают отца каждый день.

— Одного сына мы в честь моего отца назвали. А как по-­другому? Как мне можно им не гордиться?! Ведь в 44­-ом в неполные 27 лет он имел пять боевых орденов и Звезду посмертно дали. Я много­-то не «хлещусь», но в принципе­-то при случае всегда рассказываю, чей я сын. Это огромный почет для меня. Знаю, что в Комсомольске папу тоже почитают, улица центральная в его честь названа. Хотелось бы мне туда приехать, конечно, может, пригласят.

 

Мог не совершать тот роковой полет

В Куличихе, на родине отца, Юрий Сергеевич бывает почти каждый год. Доволен, что памятник не заброшен, ухожен. Вместе с Зоей Алексеевной и сыном Сергеем ездил и в Ригу, где похоронен Герой Советского Союза Сергей Люлин. Говорит, отвез земельки из Куличихи с родного огорода. Был на палубе корабля, который носит гордое имя «Сергей Люлин».

— Такой корабль, метровыми черными буквами написано «Сергей Люлин». Я обалдел: вот куда простого деревенского парня судьба привела. А сыну моему, Сергею Люлину, даже предлагали закончить  училище и плавать на одноименном корабле.

Там же, в Риге, семья нашего земляка встретилась с его однополчанами.

— Они рассказывали, отец всегда заряжал всех оптимизмом и никогда не думал, что погибнет.  Оказывается, тот роковый вылет он мог бы и не совершать, поскольку только-­только вернулся на базу.  Но морально обязан был лететь, потому что весь полк подняли. Он погиб за три дня до своего дня рождения. Шла колонна танков, и экипаж направил на нее свой горящий самолет. Я спросил: «А мог ли он прыгнуть?»  Мне ответили: «Конечно, мог, но кругом были немцы».

 

Послесловие

День Победы для Юрия Люлина не просто праздник:

— Вы что? Это святой день. Когда Зоя была жива, я садился на лавочку у дома, затягивал «День Победы порохом пропах…», собирался народ, соседи, дачники из города… Без Зои­-то, конечно, петь не буду.

— Юрий Сергеевич, а как вы думаете, смогли бы, как отец, такой подвиг совершить? ­ — напоследок спрашиваю я.

— Не знаю, даже бравиться не буду и слова на ветер бросать. Но для меня  Родина несмотря на любые тяжелые времена есть  Родина.  А вообще, признаюсь я вам, конечно, я  мечтал, чтобы у меня был отец. Даже если не герой, но живой.

 

 

К теме

Работать на станке Сергея было почётно

Все фотографии отца Юрий Люлин передал в музей профучилища №2, который стоит на улице Люлина в Иванове. 

Именно его в 1935 году закончил будущий Герой Советского Союза и именно там бережно хранят все материалы о нем. Редкие снимки Сергея Люлина, его родителей, невесты, фотографии родственников с памятных мест, точная уменьшенная  копия монумента в Куличихе…

— Вот фотография станка, за которым учился Сергей Люлин, ­-  рассказывают в музее. ­ — После модернизации оборудования он, к сожалению, не сохранился. В семидесятые годы на нем работали отличники. Это было почетно.

К столетию Сергея Люлина сотрудники училища отреставрировали мемориальную доску. Совсем скоро она вновь украсит стену здания.

В музее училища собираются учащиеся, ветераны. Им рассказывают о подвиге Сергея Люлина. Почетными гостями в этих стенах считаются родственники Героя.  Его сестра Антонина и сын Юрий  не  раз делились воспитаниями о брате и отце.

музей

музей1музей3

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.