Губернатор Ивановской области встретился с главными редакторами ивановских СМИ.
— Не скрою, что этот год был непростым, — отметил Павел Коньков. — Экономика чувствует себя далеко не лучшим образом. Но снижение экономических показателей в отдельных отраслях было предсказуемым, а потому поддавалось контролю и оперативной реакции. И наряду с этим есть ряд отраслей, которые несмотря на кризисные явления работают неплохо. Имею в виду сельское хозяйство. Например, область обеспечивает себя или близка к этому мясом птицы. Сельхозтоваропроизводители активно предлагают на региональном рынке яйца, молоко, молокопродукты. Предприятия собрали хороший урожай зерновых, и, поверьте, граждане без хлеба не останутся.
В социальной сфере удается в полной мере выполнять «майские» указы Президента РФ. И в непростом 2016 году все необходимые расходы на реализацию социальных обязательств запланированы.
В 2015 году и в областном центре, и в районах введены в строй сразу несколько детских садов, расширены детские дошкольные учреждения. В результате полностью ликвидированы очереди на предоставление мест для детей от 3 до 7 лет.
Этого показателя регион достиг одним из первых в ЦФО и досрочно. За три года в дошкольных учреждениях области создано более четырех тысяч новых мест.
Важным социальным фактором считаю рост рождаемости в регионе. В 2015 году продолжилась тенденция, наметившаяся в предыдущем. Кроме того, в уходящем году наблюдается значительное увеличение количества детей, рожденных в семьях вторыми и последующими: рост выше 5 процентов.
Безусловно, хотелось бы, чтобы тенденция продолжалась. В этом плане решения Президента России Владимира Путина о продлении как минимум на 2 года программы материнского капитала будет хорошим подспорьем.
— С учетом сложной финансовой ситуации не будет ли отложен проект по строительству комбината химволокна в Вичугском районе?
- Для реализации этого проекта практически завершены все подготовительные мероприятия.
В июне текущего года получено положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту.
Закончено оформление земельных отношений по участку земли, выбранному для строительства, подписан договор аренды земельного участка. Состоялись общественные слушания в рамках оценки воздействия на окружающую среду намечаемого строительства, завершена разработка окончательных материалов с учетом поступивших мнений и замечаний. В части финансового обеспечения проекта направлена инвестиционная заявка в «Внешэкономбанк» на предоставление финансирования в виде кредита в размере 80% от стоимости проекта. Кроме того, подписаны документы по привлечению частного финансирования в размере до 3,8 млрд рублей.
— Планируется ли какая-либо поддержка небольших сельхозпредприятий? Государственная помощь через кредиты только разоряет хозяйства.
- Пока я вижу один способ – это грантовая поддержка. Сегодня на эти цели из бюджета выделено 13 млн рублей. Вполне возможно, что в перспективе эту финансовую помощь будем увеличивать.
Один из вариантов развития села – фермерские хозяйства. Я сам знакомился с работой фермерских хозяйств, которые получали гранты, эффективно их использовали и выпускают вкусную, пользующуюся одобрением покупателей продукцию. Поэтому мы грантовую помощь сокращать не собираемся.
— Как Вы относитесь к объединению высших учебных заведений в Иванове?
- Сегодня вузы — это федеральное имущество, поэтому позиция областного правительства значимая, но не решающая. Министерство образования и науки РФ приняло решение о создании ряда опорных университетов, объявив конкурс на их создание и поставив в рамках этого конкурса ряд условий. Но ни один из ивановских вузов им не соответствует. Можно предполагать, что эти опорные университеты будут созданы по плану в два этапа: первый – в начале следующего года, второй этап — в конце. Я не волнуюсь за судьбу Ивановской медицинской академии, которая будет работать. Не вижу серьезных проблем с перспективами Ивановского энергетического университета, Ивановской сельскохозяйственной академии. Остаются три: ИвГУ, ИГТХУ и Ивановский политехнический университет.
Я попросил каждого из ректоров этих вузов предложить свою концепцию о возможности дальнейшего сотрудничества и после обсуждения на ученых советах вузов выйти с предложением в Министерство образования и науки РФ об объединении вузов. Возможно, этого предложения и не последует. Никаких силовых действий ни со стороны министерства, ни со стороны областного правительства не будет. Слово – за профессорско-преподавательским составом учебных учреждений.
Другое дело, я объективно понимаю, что опорные университеты в перспективе получат определенные преимущества с точки зрения финансирования и прочих организационных моментов. Конечно, важно не потерять вузы. Иваново – это вузовский город и таковым должен оставаться.
— Будет ли продолжена программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и ее финансирование в ближайшие годы?
— Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, действующая в настоящее время на территории Ивановской области, рассчитана на 5 лет. Её окончание запланировано 1 сентября 2017 года. До этого времени в регионе ликвидируют более 80 тысяч квадратных метров аварийного жилья, или 281 аварийный дом.
В первом полугодии 2016 года планируется сформировать региональную и муниципальные адресные программы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. Но пока неизвестны условия финансовой поддержки регионов из федерального бюджета. Параллельно программе переселения из аварийного жилья существует программа капитального ремонта. В эту программу не могут войти дома с износом свыше 70%. Получается, что часть домов зависла между двумя программами. Поэтому считаю насущной потребностью продление программы с участием средств фонда ЖКХ. Конечно, область должна и сама этим заниматься, но финансово – это большое бремя. Каждый дом – это около 100 млн рублей, а домов – сотни.
— В ГавриловоПосадском районе подвоз учащихся к месту учебы осуществляют 10 школьных автобусов. Требуется их постепенная замена, так как они уже выработали свой ресурс. Будут ли в следующем году осуществляться мероприятия по обновлению парка спецтранспорта?
- В 2015-2016 учебном году более 190 автобусов осуществляют подвоз около 4 тысяч сельских школьников к месту учебы и обратно по 304 маршрутам. С учетом срока эксплуатации автотранспорта уже в 2016 году понадобится замена 26, а в 2017 году – 31 школьного автобуса. Всего к 2020 году необходимо заменить 116 автобусов. Решить проблему замены школьного автотранспорта только за счет средств регионального и местных бюджетов не представляется возможным. И эта проблема не только нашего региона, но и других. Поэтому ждем системного решения на федеральном уровне. Информация о потребности в школьном автотранспорте направлена в Минобрнауки России.
Что касается медицинского транспорта, то в 2016 году для медучреждений будут приобретены 11 автомобилей для 5 районов.
— Планируется ли реорганизация муниципальных районов путём присоединения, объединения?
- В ряде районов действительно происходит укрупнение. Но не самих муниципальных районов, а сельских поселений внутри районов. Причиной этому является значительное снижение численности населения.
Размер субсидии из областного бюджета для малочисленного поселения небольшой, у многих сельских поселений едва хватает денег на решение вопросов местного значения.
Надо учитывать и то, что расходы на содержание аппарата администрации в большинстве случаев превышают 50% сельских бюджетов.
При укрупнении поселений эти расходы уменьшатся, больше денежных средств будет расходоваться на решение жизненно необходимых вопросов. Плюсом объединения является и то, что численность населения увеличится, соответственно увеличится доходная часть местного бюджета.
— Будет ли в дальнейшем оказываться поддержка предприятиям, которые традиционно работают на хлопке?
- Текстильным предприятиям, традиционно работающим на хлопке, не следует беспокоиться. Правительство Ивановской области приложит все усилия, чтобы сохранить все формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, оказываемые предприятиям данной сферы. Будем отстаивать интересы и на федеральном уровне. Сейчас расширены меры поддержки на региональном уровне. Это субсидирование за счет средств бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам; предоставление в залог имущества, включенного в состав залогового фонда Ивановской области, и налоговых льгот.
— В Комсомольске сложилась непростая ситуация при снабжении города теплом. Изношенные сети, большая их протяженность при уменьшении числа пользователей вследствие газификации жилого фонда, другие причины приводят к потерям энергоресурсов и, как результат, к долгам городского поселения за тепло, горячее водоснабжение. Есть ли решение прблемы?
- Для меня Комсомольск — определенная головная боль, так как приходится дотировать его отопительную систему из областного бюджета в достаточно большом количестве. На самом деле, система теплоснабжения за последние годы несколько оптимизирована, и ситуация немного улучшилась. Когда проект ПГУ-325 начинали реализовывать, нам обещали золотые горы, говорили, что Комсомольск чуть ли не бесплатно будет отапливаться. Но не случилось. И независимо от этого совместно с районной администрацией оптимизацию протяженности и ремонт сетей надо проводить и добиться, чтобы это хозяйство огромных субсидий не требовало.
— Удовлетворены ли Вы ходом реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов? Какую оценку по пятибальной шкале дали бы региональному оператору?
- По данным регионального оператора, на сегодняшний день отремонтировано 134 многоквартирных дома, 124 из них приняты комиссией в эксплуатацию. Еще на 93 объектах ведутся работы. Там, где погодные условия не позволяют закончить работы, завершим в следующем строительном сезоне. В целом для регионов это новый опыт реализации таких масштабных программ, работа непосредственно с денежными средствами граждан. Это большая ответственность. Поэтому как глава региона предъявляю высокие требования к своим подчиненным. Конечно, первый этап проходил нелегко, есть недочеты и ошибки, которые необходимо учесть. До оценки «отлично» или «хорошо» еще пока далеко.
-Какие периодические издания вы читаете? В электронном или бумажном виде?
-Книги предпочитаю читать в бумажном виде, газеты, журналы, к сожалению, - в электронном виде. Есть перечень периодических изданий, которые я просматриваю каждый день. Среди них основные СМИ Ивановской области, а также канал РБК, журнал «Эксперт», газеты «Ведомости» и «Коммерсант». Для меня важны аналитические материалы, которые присутствуют на страницах этих изданий.
— Скажутся ли в будущем году кризисные явления в экономике на финансировании содержания и ремонта дорог, на состояние которых много жалоб?
-С учетом оптимизации затрат отмечу, что средства дорожного фонда практически не пострадали. Другое дело, что даже этот объём дорожного фонда, который увеличился существенно, всех наших потребностей по ремонту не обеспечит. Нам, условно говоря, надо в год ремонтировать 10 процентов дорог (это примерно 450 км), мы пока ремонтируем порядка 220. Желательно бы больше денег направлять, но каких-то катаклизмов против прошлого года не предвижу.
Как глава региона считаю, что в случае с дорожным строительством важно не растерять наших положительных результатов по объемам ремонта и строительства дорог. Постепенно доберемся и до отдаленных дорог.
Но и глав муниципальных районов ориентирую, чтобы они занимали активную позицию, также формировали дорожные фонды на местном уровне, а не ждали исключительно помощи регионального дорожного фонда. Дорожный фонд региона в 2015 году превысил 2,5 млрд рублей.
— Каким Вы видите здравоохранение в отдаленных муниципалитетах области?
- В России существует норматив числа коек на 1000 жителей населения.
— В Ивановской области он превышен, но нет желания что-то ликвидировать, как нет в планах закрытия больниц, медицинская помощь на местах останется. Наша задача – сохранить необходимый объем медицинской помощи гражданам. До сих пор нам удавалось решать вопросы оптимизации здравоохранения безболезненно.
К сожалению, несмотря на все наши усилия соцопросы показывают, что у граждан остается много вопросов. Основные вопросы в потоке обращений граждан — качество и доступность амбулаторно-поликлинической помощи, а также лекарственное обеспечение жителей.
Ежегодно в бюджете Ивановской области на функционирование сферы здравоохранения предусматриваем около 5 млрд рублей.
Непродуманное сокращение больничных коек, особенно в отдаленных районах, существенно влияет на качество медпомощи. Поэтому важнейший вопрос — доступность крупных клиник, где может быть оказана помощь в лучшем виде, чем в сельских лечебных учреждениях.
Сейчас приостановлено любое реформирование и оптимизация системы здравоохранения до того момента, пока каждой больнице в каждом районе не будет понятен алгоритм работы.
Невозможно гарантировать каждой небольшой районной больнице наличие всех врачей-специалистов, но дает свои плоды выездная работа. Работает трехуровневая медицинская помощь населению. Из учреждений более высокого уровня организованы регулярные выезды специалистов в ФАПы, в отделения врачей общей практики, врачебные амбулатории и ЦБ.
Кроме того, осуществляются регулярные выезды специалистов центра здоровья Ивановского кардиологического диспансера в населенные пункты, лишенные амбулаторно-поликлинической службы. В 2015 году осуществлено около 2500 выездов специалистов.
На территории Ивановской области в отдаленных населенных пунктах функционируют 244 ФАПа, 41 отделение врача общей практики, 16 врачебных амбулаторий. Все они являются структурными подразделениями 18 ЦБ, их сокращения не планируется.
— В этом году прошли муниципальные выборы. Вместо сити-менеджеров в городах и районах теперь полновластные главы. Как правительство будет строить работу с ними? Что будет требовать губернатор от новых руководителей?
- Существовавшая раньше схема имела свои издержки. Люди начинали путаться, к кому в районе обращаться: к главе района, к главе райадминистрации…
В целом выборы прошли нормально, организованно, сейчас завершается этап назначения руководителей исполнительной власти.
Требования к руководителям муниципалитетов у меня не изменились: на территории района должны соблюдаться права граждан, исполняться акты государственной власти, главы должны работать над развитием территорий.
Мы не занимаемся сегодня мелочной опекой, вводим ее только там, где возникают вопросы к руководителю. Я сторонник делегирования доверия. Да, существует формальное разделение органов государственной власти области и органов местного самоуправления, но мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что немногие муниципалитеты сегодня в состоянии проводить самостоятельную финансовую политику. Поэтому будем работать, объединив усилия.
— В этом году Лухский фестиваль «День лука» был выведен на областной уровень. Праздник прошел достойно. Как вы думаете, может быть, стоит вывести «День Лука» на новый уровень – общероссийский?
- На общероссийский уровень его уже вывели независимо от моего желания. Что касается моего взгляда на ситуацию, то любые подобные мероприятия, касающиеся Ивановской области, безусловно, развивают имидж нашего региона.
И если рассматривать ситуацию как отдельный акцент в целях развития туризма, то достаточно часто туризм развивается как раз на подобных шутках, порой даже балаганных действиях.
Главное, чтобы это было интересно людям. А «Лук-лучок» оказался интересен не только нашим гражданам, но и жителям других крупных регионов, в том числе Москвы. Поэтому я готов рассмотреть предложения, в том числе и Лухской районной администрации, для того чтобы придать этому празднику все большую значимость. К идее вывести праздник на новый уровень я отношусь позитивно.
— Ваши пожелания в преддверии Нового года?
— С наступающим Новым годом читателей ивановских СМИ. Самый тяжкий грех из семи смертных это уныние. Не надо унывать. Больше позитива должно быть и в средствах массовой информации.
О задачах на 2016 год
Задачи на следующий год, сказал Павел Коньков, четко обозначены в послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Да и далеко не все мы сделали для укрепления экономической базы региона. И в сложных экономических условиях нужно искать новые решения, в том числе по стимулированию дальнейшего развития бизнеса, защите прав предпринимателей, импортозамещения, поддержке наших системообразующих предприятий.
В социальной сфере – это поддержка наименее защищенных категорий граждан, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение доступности дошкольных и школьного образования.