2

Михаил Байрамов (на снимке), красивый мужчина в костюме с иголочки, в здании конторы СПК «Никольское» выглядит неожиданно. Этот контраст был особенно очевиден работникам предприятия 3 года назад. Приняли его не сразу. Но сейчас улыбаются, как дети, при встрече и с удовольствием жмут руку. За это время хозяйство вышло на новый уровень. Как Михаилу Исаевичу это удалось, мы решили выяснить в обстоятельной беседе и лично приехали осмотреть владения.

«Работал наравне вместе со всеми»

До переезда в Тейково Михаил Исаевич Байрамов жил и работал в Гавриловом Посаде. 12 лет руководил СПК «Труд». Животноводство, растениеводство ­ — его конек. Профильное образование получил в Ивановской же области. После того как перебрался в Тейково, получил предложение возглавить сельскохозяйственный кооператив. Познакомившись с предприятием, Байрамов резюмировал: жить тому не более полугода. И отказался.

Кстати, был прав ­ — через полгода СПК закрылось. Когда предложили познакомиться с СПК «Никольское» в Комсомольском районе, признается: были большие  сомнения. Развеяла их  глава  Комсомольского района Ольга Бузулуцкая, которая пригласила специалиста на личную беседу. Убедила. Наш герой засучил рукава и, по собственному признанию, не спал и почти не выходил из фермы год.

­- Работал  наравне  со всеми. И  параллельно решал административные задачи. Зарплата была очень маленькая. Ну и работники могли просто не выйти на работу. Привыкли, что за ними придут, будут уговаривать. А тут видят: день за ними не приходят, второй, третий. Решил вводить систему оплаты труда, которую  разработал еще на предыдущем СПК. Не оклад, а сделка, плюс премиальные. Осложнялось все тем, что оставались  — долги ­ около двух  миллионов  по налогам. Кто­-то из коллектива уходил, но почти все возвращались, — ­ рассказывает  Михаил  Исаевич.

 

«Часть работников пришлось сократить, обязанности ­ — перераспределить»

Удивительно, но даже помещение старой конторы ему удалось преобразить.

На столе — ­ ваза с ароматными яблоками, чай, конфеты. Кстати, заподозрить в подготовке к встрече с журналистами нашего героя сложно. Даже на ферме он создал комнату отдыха. Раньше в это помещение было невозможно зайти. Но стоило вложить 10 тысяч, побелить потолок, покрасить стены, постелить линолеум и привезти пару диванов -­ получилась красота. Ежемесячно из бюджета предприятия выделяются средства на чай, кофе, печенье, сладости. Нашлись чайник, кружки. Каждый месяц, 5 числа, все собираются за накрытым столом ­ — под строгим запретом алкоголь, — ­ чтобы обсудить дела насущные. Высказываются просьбы, пожелания, рекомендации. Такая дружеская атмосфера удивительна, ведь часть работников пришлось сократить, их обязанности были перераспределены. Отдел кадров вообще ликвидирован, оставшиеся обязанности были возложены на бухгалтерию.

­- Врагов у меня нет, — ­ говорит наш собеседник. ­ Я с каждым предварительно встречался по несколько раз, беседовал, советовался. Сначала навели порядок на ферме, потом занялись гаражом. Купили новый рулонник, косилку, погрузчик. Не сразу, конечно, постепенно. Вложить пришлось около двух миллионов. Но затраты себя оправдывают.

 

«Кормить надо «как положено»

Когда Байрамов пришел в СПК, падеж скота был критичным ­ — 50 процентов. Сейчас цифра равна нулю. Добиться этого удалось опять же благодаря жесткому контролю. Мы потом побывали на самом предприятии. Каждый теленок в своем загончике. Раньше, конечно, они тоже содержались отдельно, но по несколько особей. Сейчас это исключено. Изначальное дойное поголовье – 220 коров ­ — уменьшили, но незначительно: на 20 голов. Остальных стали кормить «как положено».

Поменяли систему водопоения. И если до этого надои составляли 1,2 тонны в сутки, то теперь ­ — в полтора — ­ два раза больше. При сдельной оплате труда, когда зарплата напрямую зависит от надоев, следить, чтобы и сена, и комбикорма в кормушке было вдоволь, в интересах самих работников.

 

«Долгов нет. Зарплата Увеличилась»

Зерновые поля были заброшены из-­за камней. Сейчас их убрали, стали пахать по всем правилам, облагородили. Как результат ­ — в последний раз собрали по 18 центнеров овса с гектара и, как выражается наш собеседник, «пшенички». Ее, кстати, в районе больше никто не сеет. Будут продавать.

Основной источник дохода предприятия ­ — это, конечно, молоко, которое отправляют аж в Москву. Но на последнем собрании подняли вопрос: гараж и растениеводство тоже должны приносить доход. Хотя бы — один ­ полтора миллиона в год. И уже строят планы: отремонтировать фермы, заменить шифер на железо. Так, мол, снег не будет застаиваться и начнет таять.

­- Что губит сельское хозяйство? ­ — рассуждает Михаил Исаевич. ­ — Налоги. Еще когда в Гавпосаде работал, мы коллективное письмо в Москву отправляли, что готовы платить 13 процентов подоходного налога, остальные сборы  нужно убрать. Нам даже дотации не нужны. Справимся. Оставьте только лизинг на технику. И все. И пойдет в гору сельское хозяйство. Но нас не услышали.

Сейчас на налоги уходит 160- ­ 170 тысяч рублей, и это без НДФЛ. Целый трактор, между прочим. Главный бухгалтер Нина Александровна Некрасова, которая, к слову, еще и заместитель председателя по животноводству, отчитывается: предприятие второй год работает с прибылью, найдены новые каналы реализации молока, долгов нет, зарплата повысилась, выплачивается вовремя, кредит погасили, новую технику купили… Говорит, все дело в Байрамове, его грамотном подходе к делу.

И у нас своя точка зрения. В это предприятие вложена душа. Это видно невооруженным взглядом.

Н.Горюнова

Фото автора

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.