Так получилось,  что в деревню Яново  к семье Башмаковых  я приехала  в торжественныйn день. Хозяйка Галина Ивановна отмечала день рождения. Праздник, правда,  был накануне,  а в этот день должны были приехать с поздравлениями друзья и близкие. Но у нее, кажется, и мысли не возникло отказать нам в приеме. Позже я поняла, что эти удивительные люди просто не могли поступить иначе. 

Зайдя во двор,  щипаю себя за руку ­ — не в сказку ли  попала?

В деревню Яново я приехала впервые, но сомнений в том, что передо мной именно нужный мне дом, не возникло. Я, конечно, видела резные наличники, но тут…

Замысловатый забор в виде елочек и лучей солнца выполнен в одной цветовой гамме с домом. На нем же (на доме) огромное количество вырезанных из дерева элементов, буквально ювелирная работа. А уж за воротами начинаешь щипать себя за руку — ­ не в сказку ли попала? Это просто какие-­то невероятные творения.

Встречающий меня  Александр Александрович тихонько посмеивается, заметив мою реакцию.

А супруга рассказывает, был у них во дворе душ, но мыться в нем весной и осенью было холодно. Решили на его месте баньку выстроить. Но место это -­ не позади дома, как обычно бывает, а очень даже видное, почти напротив крыльца. Решено было делать красиво.

— И разошелся. Такая баня получилась, что дом на ее фоне померк, -­ смеется народный умелец. -­ Так что пришлось проект развивать. Работа кипит третий год.

Зимой Александр Александрович сочиняет кружева, изучает информацию. Да не только красота важна. Здесь есть своя философия, свой смысл, композиция совсем не случайна.

Во дворе он организовал себе крытую мастерскую с большим удобным столом, инструментами и рисунками. Именно здесь большую часть года кипит работа.

На наличниках замечаю необычные символы, мне неведомые. Секретов автор не раскрывает, лишь супруга шепнула мне на ушко, что это  древнейшие  славянские  обереги.

Поговаривают, редко кто мимо проезжает. Обязательно останавливаются рассмотреть да подивиться.

 

Лоскутное шитье помогло справиться с болезнью

Беседу  ведем мы в летней кухне. На столе тут же появляется  свежезаваренный иван-­чай.  Хозяева   сами  его  собирали, сами  обрабатывали,  потом  добавили  душицу, мелиссу, стевию. Тут же клубника  протертая,  кабачки фаршированные подают на листьях  смородины…  В  общем, сказка продолжается.

Кухню  для супруги тоже смастерил Александр Александрович: от стен до стола -­ все своими руками.

Хозяйка привнесла необходимый уют: здесь красивая посуда, цветы в вазе и затейливые мелочи. Она тоже на все руки мастер. Еще и признанный, есть правительственная награда «Народный мастер», врученная в 2011 году.

За всю жизнь Галина Ивановна чем только не увлекалась: и  макраме, и флористикой, и соломкой! О лоскутном шитье, конечно, знала: еще мама когда­-то сшила ей в приданое такое одеяло. Но сама не пробовала.

— Тогда я не представляла, что одеяло может быть настоящим художественным произведением, ­ — говорит наша  героиня.  -­ Только в конце  90-­х  попала  на фестиваль и узнала, что есть определенные схемы, техники.

Но вскоре у Галины Ивановны случился инсульт, ее парализовало. Потихоньку начала приходить в себя. Когда засобиралась в музей ивановских ситцев на курсы по лоскутному шитью, муж заволновался: «А дойдешь ли?» Она тогда еще плохо передвигалась.

Сейчас трудно поверить, что это все -­ о Галине Ивановне. Энергичная, бодрая. Говорит, именно развитие мелкой моторики помогло быстрее восстановиться после недуга.

А сейчас ее работы побеждают на международных конкурсах, их приобретают люди из столицы, многих городов России.

Ее произведения есть у ценителей из Америки, Вьетнама, Франции, Германии. А она время от времени устраивает выставки своих работ… прямо на заборе. Иногда ее даже просят об этом, например, по праздникам. Приезжают посмотреть из других деревень.

Работа увлекает настолько, что рукодельница может потерять счет времени и очнуться только через несколько часов, когда шея заболит. На просьбу показать что­-нибудь откликается с удовольствием: усаживает в саду в кресло-­качалку и устраивает настоящую демонстрацию. Мужа называет главным подстрекателем:

— Иной раз говорит: «У тебя одна сторона длиннее на 5 миллиметров». Думаю, да быть такого не может! Меряю ­- и верно!

 

Резьба по дереву —  лучшее лекарство

Меня покорило то, как каждый из супругов рассказывал о втором. Наперебой говорили не о собственных достижениях, а друг о друге. И видно, как гордятся. И опять же — ­ не собственными успехами. Александр Александрович несет  посмотреть дипломы жены. Она -­ показывает убранство предбанника, восхищаясь:

— Смотрите, даже крючочки для полотенец сам выстрогал! А ведь все тот самый душ! Ничего бы без него не было -­ так он нас достал. 

— Это не душ, а инсульт меня достал! —­ вторит ей муж.

Удивительно, но к своему ремеслу мастер тоже пришел только после инсульта, уже в весьма зрелом возрасте. Так может, и правда, после 50-­ти жизнь только начинается?

Н. Горюнова

Фото автора

 

 

  • У Башмаковых две дочери, 5 внуков, 2 правнука. Младшая дочь продолжает творческую династию -­ стала мастером-­технологом швейного производства. Старшая работает экономистом, но увлекается вязанием. Даже Александр Александрович сам вязал на специальной машине на заказ  в лихие 90-­е. Семья долгое время жила в Иванове, но уже на протяжении 30 лет большую часть года проводит в Янове. Башмаковы уже считают себя местными. Галине Ивановне 67 лет, ее супругу — ­ 71-­й год. 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.