Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры, все христолюбивые чада Шуйской епархии!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Эти простые и великие слова пасхального приветствия две тысячи лет звучат по всей земле. Эти слова звучали явно и громко, когда произносились всем народом Божиим. Они звучали скрытно и тихо, когда во время гонений ими приветствовали друг друга тайные христиане. Сегодня эти слова слышны и понятны всем, они святы и радостны для очень многих наших собратьев. И мы с особенным чувством сегодня их повторяем: Христос Воскресе!
Святой Пасхе предшествовал Великий пост, который мы прошли в меру своих сил. Церковь со вниманием приготовляет своих чад ко времени поста: она призывает нас пережить покаяние евангельского мытаря, возвращение блудного сына, вспомнить о Страшном Суде и Адамовом плаче изгнания. И в постовые дни мы призваны не только к воздержанию, но и к укреплению в вере, проникновенной молитве, неленостной исповеди. Великий пост был установлен в память о сорокадневном посте Господа, когда Его искушал диавол в пустыне (Мф. 4:1-11). Пост уподобляется также и всей земной жизни Иисуса Христа, и каждая седмица поста символизирует важную составляющую духовного строя христианина. Завершается пост Страстной седмицей, в которую мы призываемся следовать за Господом, идущим на страдания. Крестные страдания Спасителя и Его Воскресение разделяет всего один день, но в этом вся суть подвига Христова. Между страстями Господними и Его небесной славой существует внутреннее нерасторжимое единство.
Как было сказано одним святым, пока не переживешь голода – не оценишь хлеба, пока не ощутишь жажды – не поймешь цены воды, пока не переживешь холод – не будешь ценить тепла. И пока человек не ощутит своего «умирания», смерти греха в себе, он по-настоящему не переживет своего воскресения – своего восстания во Христе. Поприще поста – это путь приближения ко Христу, путь познания своего креста, данного нам от Бога. Если мы свои беды и скорби пронесем с верой в нашего Искупителя, то сами страдания станут благими – они будут средством познания Христа и залогом будущего спасения. По словам апостола Петра, «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:13).
Число истинных последователей Иисуса Христа в мире никогда не было большим, и их жизнь никогда не была беспечальной. Мы знаем, что Господь оставил Своих учеников в состоянии скорбей и борьбы. Он хотел, чтобы они прошли таким же путем, как и Он Сам. Но Он открыл нам Свою таинственную победу и завещал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Именно в этот святой день всеми христианами, находящимися в благополучии или гонимыми, со всей силой ощущается могучая и вечная победа Христова, которая уже состоялась в духовном мире. Мы радуемся потому, что был разрушен извечный смертный плен человека, и Спаситель стал близок каждому, несмотря на все наши внешние беды и нестроения. «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, – восклицает апостол Павел, – чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Фил. 3:8,10). И даже если не все из нас до конца понимают глубокий смысл того, что совершил наш Господь, мы ощущаем благодать нынешнего праздника и вместе со всей Церковью восклицаем: Христос Воскресе!
Мы можем понимать смерть и воскресение не только применительно к одному человеку, но и в отношении к целому народу, который может быть близким к умиранию или, пройдя испытания, восставать к новой жизни. В русской истории это случалось не раз. Мы прошли через «смерть» монгольского нашествия и восстали на Куликовом поле, мы пережили Смуту и возродились в новом царстве, мы встретились с полчищами Наполеона и вышли с победой после Бородина. Все наши исторические «восстания» и «воскресения» сопровождались небывалым подъемом национального духа, возрождением веры во всем народе. Но самые трагические и продолжительные «смерти» нам пришлось испытать в XX веке. Мы прошли через горнило революции, и тысячи новомучеников и исповедников Российских взошли на свою голгофу и приняли славу воскресения. В Великой войне нас намеревались сокрушить и истребить, но наш народ одержал свою самую большую историческую победу.
Однако то духовное изгнание, которое случилось после революции, нам во многом приходится переживать и ныне. Конечно, за два последних десятилетия очень многое изменилось в России, возродилась, воскресла православная вера, обретя жизнь в новом поколении. Восстановлены многие наши храмы, и никогда в истории за столь краткий период не строилось такого количества церквей и монастырей. Но еще очень многое в нашей стране существует в состоянии духовного «поражения», находится словно в забытьи и еще не обрело своего «воскресения».
В прошлом году мы воспоминали столетие трагического перелома в нашей истории. В году нынешнем мы отмечаем печальную дату расстрела царственных страстотерпцев, которые встретили свою голгофу в Екатеринбурге. Мы должны отметить, что революция случилась не столько потому, что Николай II отрекся от престола, сколько из-за того, что сам наш народ отрекся от своего Государя, приветствовал «свободную» и «обновленную» жизнь, которая стала началом самой страдальческой страницы нашей истории, нашего поистине многолетнего «умирания». Сама нынешняя действительность призывает нас извлечь горькие уроки из истории и взалкать нового «воскресения» в глубинах нашего сознания и в идеологических основах нашего государства.
Святейший Патриарх Кирилл в последнее время многократно повторял, что нашим главным приоритетом остается всестороннее попечение о молодежи. С малых лет детские души заражаются средой греха, всей мощью новых информационных технологий им стараются навязать ложные ориентиры и ценности. Многие школьники уже почти не знают наших исторических корней, наших истинных героев, наших вековых нравственных идеалов. Святейший Патриарх призывал обратить самое пристальное внимание на наше образование, возродить лучшие традиции нашей педагогики. И если мы говорим о необходимости возрождения всей системы образования, воспитания и просвещения молодого поколения, то нельзя не думать о духовном «умирании», которое может реально состояться и которого очень желают наши недруги.
Еще раз поздравляю с преславным праздником Святой Пасхи всю боголюбивую паству Шуйской епархии: всех служителей алтаря, монашествующих, поющих и труждающихся в наших православных храмах, всех тех, кто оказывает незаметную, но важную помощь в повседневном церковном служении. Я сердечно поздравляю благотворителей и строителей храмов, работников администраций, всех наших прихожан, верных чад Матери-Церкви.
Призываю на всех Божие благословение и паки глаголю:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
† Матфей,
Епископ Шуйский и Тейковский
Пасха Христова 8 апреля 2018 г.
Град Шуя