К разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.
Курская битва — оборонительные (5 – 23 июля) и наступательные (12 июля – 23 августа) операции, проведенные Красной Армией в районе Курского выступа по срыву наступления и разгрому стратегической группировки немецких войск. Победа Красной Армии под Сталинградом и ее последующее общее наступление зимой 1942-1943 года на огромном пространстве от Балтики до Черного моря, подорвали военную мощь Германии. Немецкое командование решило подготовить и провести на советско-германском фронте крупную наступательную операции. С ее успехом они связывали надежды на возврат утраченной стратегической инициативы и поворот в ходе войны в свою пользу.
Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля Ставка Верховного главнокомандования пересмотрела ранее намеченные действия. Причиной явились данные советской разведки о том, что немецкое командование планирует провести стратегическое наступление на Курском выступе. Ставка приняла решение измотать противника мощной обороной, затем перейти в контрнаступление и разгромить его ударные силы.
Комсомольчане также были участниками боев на Курской дуге. Здесь отличился Рябинин Павел Николаевич. Он родился в Писцове, был призван в ряды РККА в 1941 году. Командир 45 — миллиметрового артиллерийского орудия старший сержант Рябинин вот что рассказывал об одном из боев под Курском:
— Пехоте приходилось трудно: немецкие танки непрестанно обстреливали позиции, приближаясь все ближе. Мы получили приказ их остановить. Попасть из орудия по движущейся мишени непросто, поэтому один из бойцов предложил забрасывать танки гранатами. Взяв боеприпасы, я и трое бойцов с близкого расстояния гранатами подбивали гусеницы машин и в конечном итоге взрывали танки.
За это Рябинин был награжден медалью «За отвагу». Орден Красного Знамени он получил позднее:
- Мы долго не могли взять одну высоту. По пехоте немцы били из двух пулеметов. Казалось, уничтожить их было невозможно. Но проход пехоте был освобожден, наш расчет ударил по врагу из артиллерийского орудия.
Участником Курской битвы был и Пожидаев Алексей Ильич. Он ушел на фронт добровольцем в 1942 году, получил исключительно опасную военную специальность огнеметчика. Как правило, к врагу надо было подобраться на несколько десятков метров с невероятно опасным грузом за спиной, а снайперы противника охотились за огнеметчиками в первую очередь. При выполнении боевого задания в сентябре 1943 года Пожидаев был тяжело ранен, после восстановления стал связистом.
Под Прохоровкой, где шли ожесточенные бои, получил ранение и разведчик Федоров Юрий Федорович. Ранее он вспоминал:
- На одном из участков фронта в июле 1943 года немцы вели наступательные бои. Мы получили задание выяснить направление движения танков. Задачу выполнили, но на обратном пути мой напарник был убит снайпером, а я ранен.
В госпитале после боя под Прохоровкой оказался и командир танкового взвода старший сержант Ходырев Андрей Степанович. Он также оставил воспоминания о том времени:
- Правду говорят, что во время крупных сражений земля горит под ногами и плавится металл. Так было под Прохоровкой. Все наши мысли были только о том, как не пропустить врага. Ни один танк не должен был войти в Прохоровку, — такое задание мы все получили. Три танка взвода мы поставили через 500 — 600 метров друг от друга. Когда появились немцы, открыли огонь. Казалось, бой длился вечность. Без конца подвозили снаряды… Мы громили врага. Но были потери и у нас. Сначала был подбит один из танков. Экипаж успел его покинуть. Затем другой. И тоже повезло: экипаж остался цел. Лишь наша боевая машина продолжала стрелять. Мы подбили четыре вражеских танка. Но и по нашему Т-34 немец не промазал, ударив в баки. И танк запылал. Вторым снарядом был убит радист Волков Владимир, мой земляк из деревни Дегтярки и отличный боевой товарищ. Меня контузило и выбросило из машины. Ребята из экипажа подобрали меня. Я сильно обгорел: плечо, руки.
За этот бой Ходырев Андрей Степанович был награжден орденом Отечественной войны II степени.
К сведению
Сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление). В центре ожесточенного противостояния находилось более 1000 немецких и советских танков и самоходных артиллерийских установок.
Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: германским войскам не удалось прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам хоть и не удалось окружить группировку противника, но ему был нанесён такой урон, что враг вынужден был отказаться от своих намерений продолжать наступление.