Учитель русского языка и литературы о мобильниках, оценках и о том,
как увлечь ребенка чтением.
Педагогический стаж Людмилы Владимировны Денисовой — 34 года. После окончания Шуйского государственного педагогического института она работала в школе деревни Ивашково.
— Сказать, что я была потрясена, не сказать ничего. Ведь я выросла в Иванове, чувствовала себя городской на сто процентов, — вспоминает педагог. — Было все непривычно. Но никогда не забуду слов инспектора районного отдела образования Надежды Анатольевны Востриковой: «Погоди, еще как у нас понравится и уехать не захочешь, да еще вторую половинку найдешь». А ведь так и получилось. Вышла замуж, через четыре года из деревни переехала в Комсомольск.
Работала Денисова в Комсомольской восьмилетней школе. И вот уже 26 лет — учитель русского языка и литературы в Комсомольской школе №1.
— Спросите, почему именно этих предметов, — предваряет вопрос моя собеседница. – В средней школе № 5 города Иваново, где я училась, была замечательная учительница русского языка и литературы Инна Михайловна Новосельская, которая обожала свой предмет, и эту любовь передала мне: я тогда читала взахлеб. К тому же по маминой линии дедушка был учителем математики, возглавлял районо в Костромской области. Его три сестры были учителями начальных классов. Словом, и профессия досталась мне в наследство.
Не секрет, что современных детей не заставить читать. Их захватили мемы, чаты и комиксы…
— Я не совсем согласна с мнением, что дети не берут в руки книги, — выражает свою точку зрения педагог. – Многие мои ученики читают. Да, это не классическая, а современная литература: Грин Джон «Бумажные города», Терри Пратчетт и Нил Гейман «Благие намерения», Рейчел Липпинкотт, Микки Дотри, Тобиас Иаконис «В метре друг от друга».
Людмила Владимировна сама постоянно интересуется новой литературой, читает книги, адресованные подросткам. Каждый год педагог вместе со своими коллегами 1 сентября участвует в фестивале педагогических идей в Москве.
– В последний раз перед нами выступал представитель столичной детской библиотеки, — говорит она. — Он рассказал о новинках литературы для учеников. Самой было интересно, многое уже прочитала. И дети тоже. Потом обсуждали прочитанное.
Учитель – слушатель и вебинаров, особенно детской писательницы Тамары Крюковой. Она много рассказывает о новых книгах для подростков.
Как считает Денисова, прежде всего самой нужно быть постоянно в поиске, тогда и дети за тобой последуют.
— На уроках внеклассного чтения рекомендую что-то новое. Вот последняя прочитанная мною книга о неизлечимо больных детях «Красные браслеты» Альберта Эспиноса. Посоветовала прочитать и школьникам. Обратила внимание детей на такие произведения, как «Плохой, жестокий, самый лучший» и «Звезда» Елены Шолоховой, «Ловушка для героя» Тамары Крюковой, «Учитель на замену» и «Забыть не могу» Елены Гусаревой, «Ангелы не бросают своих» Татьяны Шипошиной.
Но любимыми книгами учителя русского языка и литературы остаются «Бесприданница» и «Гроза» Александра Островского, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и стихи Александра Пушкина.
Знаю, что есть педагоги, которые не совсем довольны программой по литературе, особенно в старших классах.
— Если честно, то я тоже многое изменила бы, — говорит Людмила Денисова. — Дается очень много серьезных больших произведений, и при этом катастрофически мало часов для того, чтобы на них подробно остановиться. Например, изучение четырехтомника «Война и мир» становится действительно сложной задачей и для учителя, и для учеников. Либо нужно увеличивать количество часов на это произведение, либо менять структуру преподавания, либо предлагать детям вообще другие книги.
Некоторых авторов из школьной программы я бы убрала. Например, Николая Лескова, Ивана Гончарова или Михаила Салтыкова-Щедрина. Еще не готовы ученики к их воспринятию. А вот произведения Вениамина Каверина или Анатолия Алексина добавила бы. Ребятам они интересны, их темы им близки: дружба, милосердие, любовь…
Заставить ребенка читать практически невозможно, считает учитель. Только пробуждать интерес. Это достигается разными приемами: что-то дается фрагментами, самое интересное обсуждается на уроке, демонстрируются фильмы. А еще учитель просит ребят находить интересные факты, которых не найти в учебнике.
— Приходится много задавать на дом, — сетует учитель. – Но без этого никак, хотя понимаю, что дети загружены. А еще ребята научили меня не оценивать их только по школьным успехам. Я люблю каждого своего ученика. Каждый из них – это личность. Многие занимаются волонтерством, музыкой, спортом …
Не скрывает учитель, что и «двойки» порой приходится ставить. Но есть одно но. Если ребенок в начале года в диктанте сделал больше 20 ошибок и получил «неуд» за работу, а в конце года, допустив в два раза меньше, то отметку удовлетворительную заслужил. По ее мнению, оценка должна еще и стимулировать к учебе.
Обычно учителя не любят, когда на уроке ребенок пользуется мобильным телефоном.
— Наверно, выражу непопулярную позицию, но я мобильники не запрещаю, а использую как дополнительный инструмент. Мы можем всем классом узнать правильность написания того или иного слова в толковом словаре.
Людмила Денисова не отрицает, что шесть-семь уроков каждый день, подготовка к занятиям, проверка тетрадей… Она еще и заместитель директора по учебно-воспитательной работе… Словом, нагрузка большая.
— Дети заряжают позитивом, — улыбается Людмила Владимировна. — Ни в каком офисе к тебе не подойдет ребенок, не улыбнется, никто не нарисует на доске мелом сердечко и цветочек. А если учесть, что их несколько десятков!? Дети дают энергию.
Н. Осипова