Модернизировать школьное обучение, развивая инклюзивное образование, предложила руководитель центра «Сириус» Елена Шмелева на встрече с Президентом России Владимиром Путиным.
— Школы должны стать новыми по своему содержанию, по тем пространствам, которые созданы для развития детей. Мы предлагаем разработать стандарт новой школы, можем расширить успешный проект ОНФ — расширить стандарт «Школ большой страны», в котором учтены требования современных образовательных программ и доступной инклюзивной среды как внутри школы, так и снаружи. Важно привлечь для разработки такого стандарта и самих школьников, и родителей, и педагогов, — считает Елена Шмелева.
В своем выступлении она отметила целый ряд проблем современного школьного образования в России, исправить которые должен помочь новый стандарт. В его основу она предложила положить идеи проекта ОНФ «Школы большой страны».
Владимир Путин поддержал эту идею и добавил: «Прошу вас использовать те наработки, те знания и опыт, которые сейчас накоплены в работе по линии «Сириуса», в деятельности, связанной со всей школьной системой Российской Федерации».
В Ивановской области инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в коррекционных школах или совместно с обычными ребятами, а не на дому, развивают уже не первый год. За это время почти четверть школ по программе «Доступная среда» создали условия для обучения детей с ОВЗ. Их в школах Ивановской области в 2020/21 учебном году обучалось более 4 300.
Но остается еще много нерешенных проблем. Ректор ИвГУ Алексей Малыгин отметил, что для введения нового стандарта школьного образования в ближайшие годы необходимо сделать еще многое, в том числе создать лучшие условия для инклюзивного образования и готовить кадры, квалификация которых соответствует всем современным стандартам.
С 2017 года ИвГУ совместно с АНО «Содействие» обучает дизайнеров инклюзивный среды.
— В нашем обществе растет потребность в кадрах, которые способны проектировать инклюзивную среду и работать в ней. И есть лучшие практики других стран с высокоразвитой культурой формирования инклюзивной среды, проверенные образовательные методики с доказанной эффективностью. А у ИвГУ есть специалисты, готовые передать свои практические навыки. Поэтому обучающий курс «Дизайнер инклюзивной среды» носит практико-ориентированный характер, — сказал Алексей Малыгин.
Акцент в обучении дизайнеров инклюзивной среды в ИвГУ сделали на освоение навыков в области прикладного анализа поведения и формирование умения разрабатывать индивидуальные программы развития для детей с расстройствами аутистического спектра. Эти практические разработки университета органично встраиваются в основу нового стандарта школ.