Чем был отмечен визит государя? Какие указы царя-реформатора исполняли шуяне?
В этом году будут отмечаться два больших события: в мае – 340 лет со дня восхождения на российский престол царя Петра Первого, а в июне – 350 лет со дня его рождения. Мероприятий по случаю двух юбилеев Петра Великого предполагается много. Но для города Шуя это время тоже знаковое, так как исполняется 300 лет с момента пребывания государя Петра Алексеевича в Шуе в 1722 году. Об обстоятельствах его приезда в город на Тезе Екатерина Ивина («Шуйские известия») поговорила с краеведом Татьяной Добычиной.
— Татьяна Александровна, из каких исторических источников известно, что царь-реформатор бывал в нашем славном городе?
— Упоминание о приезде в Шую царя Петра Алексеевича есть в книге Владимира Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей».
Известно, что в 1722 году перед Персидским походом царь Петр проезжал через разные губернии, в том числе и Владимирскую, уездным городом которой была Шуя. Изначально путь царя не должен был пролегать через нее, но он, узнав, что будет недалеко от города, намеренно изменил маршрут.
— С чем это связано?
— Как говорят современники, Петр Первый заехал в Шую для того, чтобы исполнить свое молитвенное обещание. Все дело в том, что когда-то царь был болен. Правда, мы не знаем ни обстоятельств его болезни, ни ее характера, ни ее тяжести. Тогда, лежа на одре болезни, он молился образу Шуйской Смоленской Пресвятой Богородицы, зная, что в его государстве, во Владимирской губернии, хранится такая икона, прославленная исцелениями, чудесами. Именно она когда-то спасла не только горожан, но и остановила моровую язву и бубонную чуму в России. И молитва его была так горяча, что он получил исцеление. Петр приехал в наш город с паломническим визитом, чтобы лично поклониться образу Божьей Матери, помолиться перед ним, отблагодарить Божью Матерь и Бога за это благодеяние.
— До сих пор бытует мнение, что царь намеревался забрать чудотворную икону с собой…
— И тогда ходили слухи, что император захотел икону Шуйской Смоленской Божьей Матери из Воскресенского собора забрать с собой в столицу, чтобы она всегда была при нем. Но шуяне и местное духовенство стали умолять его не лишать их этой святыни. Они считали икону покровительницей города и не могли представить жизнь без этого образа.
Петр Первый услышал просьбы людей и дал свое согласие на то, чтобы оставить икону в соборе. С большой долей вероятности мы можем предположить, что если икона была так дорога царю, то шуяне могли заказать список с иконы и впоследствии подарить его Петру Первому. Такая традиция тогда действительно существовала, а в память о посещении писали списки с чудотворных икон.
По сведениям краеведа Владимира Борисова, Петр Первый останавливался в доме соборного протоиерея — в пешей доступности от Воскресенского собора. Этот дом не сохранился, но мы можем предполагать место: на улице Театральной, это следующее за собором здание в сторону Крестовоздвиженского храма. Визит царя Петра был краткосрочным. Других подробностей его пребывания мы не знаем.
— Какие еще интересные факты, связанные с Персидским походом, известны?
— Именно через Владимирскую губернию путь государя Петра I пролегал неспроста. Дело в том, что во Владимирской губернии на тот момент уже появлялись первые ткацкие мануфактуры, первые фабрики. Петр занимался укреплением российского флота. Очевидно, он хотел, как бы мы сейчас сказали, заключить договор на поставку материала для корабельных парусов и сопутствующих товаров для флота: веревок, канатов. Так как в Шуе первая мануфактура появилась в 1755 году, то во время визита Петра о шуйских фабриках говорить
было еще рано. Но какие-то кустарные производства уже были, поэтому можем предположить, что царю они тоже каким-то образом были важны.
— Известны ли указы Петра I, которые исполняли жители Шуи?
— По данным краеведа Владимира Борисова, в Шую были присланы несколько петровских указов. Еще в 1698 году царь Петр Алексеевич шуян пожаловал особой льготной грамотой, которую он прислал на имя старосты Якушки (Якова Голятина) и всех шуян, людей посадских. Все дело в том, что с 1664 года было разрешено взыскивать пени: по рублю со двора, с граждан, и по 5 рублей с земских старост и тех, кто выше ранжиром, на погребение и содержание могил мертвых, убитых, утопленников, найденных на городской земле. Это была большая сумма.
Петр Первый в присланной в Шую льготной грамоте от этого налога освобождал. В ней говорилось о том, чтобы «с подъемных тел поголовных денег, которыми мертвые тела у них являлись и на их городской, полевой земле, также и вышнею полою водой рекой приплывут, правите ныне вперед поголовных денег брать не велено, а прочет наш Великого государя грамоту, списав с нее список слово в слово, оставить есть и у себя вперед для спору».
Другой указ, выпущенный в 1701 году, касался ревизии церковных колоколов.
Он распространялся повсеместно на всю Россию, поэтому исполняли его и в нашем городе. В Шуе у соборной церкви и у всех приходских церквей, во всех монастырских и сельских церквях колокола было велено переписать, каждый из них отдельно, все взвесить на весах и определить, «сколько у которой церкви колоколов, и в них весом пудов сколько». Все колокола были посланы в Москву, чтобы можно было отлить новые пушки взамен потерянных в сражении со шведами под Нарвой в 1700 году, тогда Петр велел колокола перелить на пушки. И хотя такая крайняя мера не получила одобрения в народе, но была все же использована царем. Есть еще одна известная грамота царя-реформатора, которая относится к 1705 году. По ней было велено «всякого чину людям, кроме духовного чину попов и дьяконов, бороды и усы брить и платье носить немецкое. А буде же которые люди бороды и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами, с тех людей с бород велено имать пошлинные деньги по указанным статьям».
Вот таким указам царя Петра Алексеевича следовала Шуя во времена его правления.
Известно, что в Шуе с визитом был не только Петр Первый, но в разное время и другие цари и царицы.
А Елизавета Петровна даже некоторое время жила здесь. Но это уже совсем другая история.