9 июня исполнится 350 лет со дня рождения царя Петра Первого. Судя по книге известного в нашей области историка Владимира Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей», Пётр Алексеевич в 1722 году перед Персидским походом побывал во Владимирской губернии, в частности в Шуе. А проездом через Гавриловское село (сегодня – Гаврилов Посад), как гласит народная молва, во время смены упряжки лошадей государь посетил местный дворцовый конный завод.
Игорь АНТОНОВ
Полы, которые не портили копыта
Царь ехал по Стромынке, одной из старейших сухопутных дорог Центральной России, известной еще в период удельных княжеств. Она соединяла Москву, Юрьев-Польский, Суздаль и Владимир-на-Клязьме. Этим путем в своих «разъездах» из Смоленска и Киева во Владимир и Ростов пользовался еще Владимир Мономах, упоминавший об этом в написанном им в 1017 году «Поучении».
Дорога, использовавшаяся как для торговых, так и для военных целей, проходила и через Гавриловское село. Как гласит народная молва, во время смены упряжки лошадей Пётр I посетил местный дворцовый конный завод. Осмотрел скакунов, поговорил с конюхами, выслушал все их просьбы. Был восхищен работой местных кузнецов, которых в дальнейшем занимал при строительстве кораблей.
Первое упоминание о заводе находим в писцовых книгах Гавриловской слободы за 1632–1633 годы: «Да в селе Гавриловой новой слободе двор государев Конюшенных, двор приказчиков, двор стремянного конюха, 2 двора задворных конюха, 11 дворов станых конюхов и людей…»
Для обеспечения завода и служащих при нем лиц хлебным продовольствием были приписаны к заводу несколько селений – 1819 душ мужского пола. Для сбора сена на корм лошадям отведены пойменные луга по берегам рек Ирмес и Воймига.
Еще в начале XVIII века при Гавриловской дворцовой конюшне для детей конюхов открывается светская школа, где и стипендию платят, и форменную одежду выдают. На конюшне бывали видные царские сановники, военные, ученые. Кони, выращенные в Гавриловском, принимали участие практически во всех войнах тогдашнего неспокойного времени.
Во дворе конюшни проводились выставки племенных лошадей (первые во Владимирской губернии), сюда одними из первых в России поступили заграничные жеребцы рабочих пород. Местные специалисты вывели новую породу лошадей – владимирских тяжеловозов.
Украшающие и поныне Гаврилов Посад конюшни – памятник архитектуры екатерининского времени. Другого такого здания в России не осталось. Кирпичные стены в метр толщиной, глинобитные полы, чтобы не портить копыта лошадей, естественное отопление и вентиляция. В настоящее время в помещении конного завода открылся музей.
Посольство в Западную Европу сопровождали даже карлики
С посадскими конями и их конюхами Пётр I был знаком еще в пору своего детства и юности. Будучи 13-летним подростком, в селах Воробьёво и Преображенское, возле Плещеева озера (современная Ярославская область) он создавал «потешную» флотилию, в которую вместе с юношами Александровской конюшни входили и молодые конюхи с лошадьми из Гавриловской слободы.
К концу XVII века Гавриловская дворцовая конюшня была одной из самых укомплектованных конями. Правда, несколько поредела с отправкой в 1697 году великого посольства в страны Западной Европы. В числе 35 волонтеров, уехавших для обучения кораблестроению и военно-морскому делу, находился Пётр Михайлов – под такой фамилией значился царь Пётр Первый.
Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, повара, хлебопеки и даже четыре карлика. Вместе с солдатами охраны численность посольства превышала 250 человек, а обоз насчитывал тысячу саней, с упряжкой от двух до восьми лошадей. Причем в основном отборных – и статью, и силой. По приезду почти все они были проданы или подарены знатным западным вельможам.
Однако в целом царские конезаводы не оскудели, а Гавриловский – тем более. Это обусловлено особым расположением к нему Петра. Известно, что в его царствование, когда одни дворцовые заводы закрывались из-за сокращения государственного бюджета, другие передавались в частные владения высоким сановникам, Гавриловский оставался нетронутым.
О голландском происхождении владимирских тяжеловозов
Вообще, царь был неравнодушен к коням, так как любил путешествовать. Ему ничего не стоило отправиться в далекий путь налегке, без подготовки, порой даже не из дому, а от какого-нибудь гостеприимного хозяина. Обыкновенная повозка или сани были для него местом ночлега, в них он и обедал.
Непрерывные войны в период царствования Петра I требовали большого количества лошадей. В армию они направлялись с царских заводов, от частных лиц и даже от монастырей.
Укомплектовать войска конным поголовьем тогда было непросто. Поэтому в 1712 году государь принимает меры для организации специальных заводов по разведению улучшенных лошадей. Об этом его начинании один из известных историков коневодства Мердер писал: «Весьма вероятно, что при этом многочисленные голландские мастера надоумили главного распорядителя работ, Лефорта: крупные боярские лошади, которых на казенных заводах было много, в смешении с голландскими должны были породить превосходную породу тяжеловозов. Достоверно известно, что в 1707 году, по образовании Битюцкой волости, в селе Бобровском был основан завод из 63 лошадей. В этот завод были привезены, вероятно, и голландские жеребцы, от которых произошли наши когда-то славные Битюги». Для истории племенного конного завода «Гаврилово-Посадский» этот вывод очень важен, так как в нынешних жеребцах владимирской породы есть сильная кровь и битюгов.
В двадцатых годах XVIII века в России было 11 дворцовых конных заводов. По количеству находившихся в них лошадей Гавриловский вместе с Шекшовским уступал только Скопининскому. И в этом большая заслуга Петра I.
ИГ № 23 от 07.06.2022