В июле в Ивановской области выявлено 7 случаев африканской чумы свиней — не только в личных подсобных хозяйствах, но и в дикой фауне. Согласно ветеринарным правилам, в случае возникновения африканской чумы свиней на неблагополучное хозяйство накладывается карантин, всех животных уничтожают, что ведет к большим экономическим потерям. Какова ситуация в регионе сейчас, что делать при подозрении на АЧС, опасен ли вирус для человека — поговорим об этом с Евгением Курочкиным – начальником Службы ветеринарии Ивановской области и Денисом Черкесовым – директором областного департамента сельского хозяйства и продовольствия.
— Какова сейчас ситуация с АЧС, сколько очагов выявлено, в каких районах?
Евгений Курочкин
— В регионе действует 5 эпизоотических очагов по АЧС, также наложены ограничения на два инфицированных объекта.
Началось все в середине июля в Ильинском районе со вспышки АЧС в хозяйстве, при котором было вольное содержание гибридов кабанов. Затем произошло еще две вспышки в Ивановском районе, вспышка в Кохме и еще одна — в деревне Волгасиха Ивановского района.
Двум вспышкам сопутствовало возникновение инфицированных объектов. Это в деревне Иневеж, где в ходе ликвидации выявленного очага еще в одном домовладении обнаружили мертвых свиней. И в городе Кохма, там владелец подворья, когда начался падеж, не придумал ничего лучше, чем это животное самостоятельно утилизировать, создав еще один инфицированный очаг.
По трем первым случаям АЧС первичные мероприятие завершены, поголовье ликвидировано. Все деревянные, не подлежащие дезинфекции постройки сожжены. В угрожаемой 20-километровой зоне у населения изъято восприимчивое поголовье животных.
— Восприимчивое поголовье – это кто?
Евгений Курочкин
— Свиньи всех видов, в том числе кабаны, мини-пиги. Вирус АЧС видоспецифичен, он поражает только свиней. Остальных домашних животных вирус не трогает, но они могут являться механическими переносчиками вируса. Этих животных не уничтожают, а обрабатывают специальными дезинфицирующими препаратами.
— Чем так опасна африканская чума свиней, что вот таким образом нужно поступать со всем поголовьем?
Евгений Курочкин
— Опасна тем, что от нее не существует лечения и не эффективна вакцино-профилактика. У этого заболевания 100-процентная смертность для животных. Были случаи, что выживали бородавочники, но это в африканских странах, и такие факты очень редки. То есть, АЧС наносит очень сильный, очень ощутимый экономический ущерб. Требование о ликвидации всего поголовья относится не только эпизоотическому очагу, но и установленной так называемой угрожаемой зоне в радиусе от 5 до 20 км от очага. Это делается именно для того, чтобы вирусу негде и не через кого было распространяться.
— А каким образом вирус сейчас распространяется? Вы назвали инфицированные очаги, и они в разных районах.
Евгений Курочкин
– Чаще всего это путь контактный или с кормом. Соответственно по каждому очагу проводятся определенные мероприятия: собирается информация, каким образом поступали в хозяйство корма, чем поили животных, не выдавались ли животным пищевые отходы из магазинов. Корма, которые находятся в хозяйстве, тоже идут на исследование.
В прошлые годы у нас были случаи, что хозяева животных вполне осознанно привозили домой сено из мест с явными следами жизнедеятельности диких кабанов. А кабаны оказались инфицированными. Так вирус попал на подворье, и такой легкомысленный подход стал причиной уничтожения всего поголовья сельскохозяйственных животных.
Однако по сложившейся практике на первом месте заражения африканской чумой свиней — это не внешняя среда, не кабаны, а занесение инфекции человеком. Пошли в лес собирать ягоды-грибы, случайно принесли на одежде или обуви какие-то остатки жизнедеятельности больного кабана, затем, не переодеваясь, пошли к своими свинкам – и процесс запущен.
— Существуют ли правила разведения свиней? Ведь в деревнях это обычная практика, чтобы в хозяйстве была хотя бы одна хрюшка. При этом ее далеко не всегда кормят проверенными кормами, в основном — остатками пищи со своего стола. Тем более что сейчас много молодых фермеров, развиваются личные подсобные хозяйства.
Денис Черкесов
— По статистике 60 % случаев возникновение африканской чумы свиней – это личные подворья и малые крестьянско-фермерские хозяйства. Если вы обратили внимание, то со стороны государства идет поддержка разных направлений сельского хозяйства у фермеров, однако свиноводства вы здесь
не увидите. Нет поддержки ни в виде грантов, ни в виде субсидий для тех небольших хозяйств, подворий, где разводят свиней в домашних, неприспособленных условиях.
Реально соблюсти все требования безопасности можно только на крупном сельхозпредприятии, где не десятки, а сотни, тысячи животных. У нас в области таких предприятий два – это «Славянка» в Фурмановском районе и «Тарбаево» в Гавриловопосадском районе. Там, чтобы работник прошел на территорию, где содержатся животные, он должен полностью переодеться, пройти не просто дезинфекционный коврик, а принять душ и только после этого может пройти в комплекс. Такова же и обратная процедура после окончания рабочего дня. Даже питание нельзя с собой из дома приносить. Хотя даже не смотря на эти жесткие меры случаи заражения АЧС в крупных свинокомплексах были. Скажем, в Костромской области сейчас мы это видим. Экономические последствия в таких случаях – самые-самые тяжелые.
Экономические последствия будут и для личного подворья. Все поголовье свиней, как уже говорилось, будет изъято, умерщвлено и сожжено – не только заболевшие животные и находившиеся рядом с ними, но и все, содержащиеся в других подворьях в радиусе 20 км. По закону, при изъятии таких животных хозяину компенсируют по 130 рублей за килограмм веса.
Если далее продолжать тему экономического ущерба, то при АЧС это еще и средства на проведение карантинных мероприятий, запрет на вывоз кормов с территории, невозможность экспортировать продукцию свиноводства с территории. То есть, нести большие материальные затраты приходится не только владельцу заболевшего животного, но и другим гражданам и хозяйствам, которые, по сути, ничем не виноваты и ведут себя вполне ответственно.
— Как хозяин на своем личном подворье может понять, что свинка заболела? Есть явные признаки чумы свиней или только лабораторные исследования могут выявить заболевание?
Евгений Курочкин
— Самый первый признак любого заболевания у животных – отказ от корма. Здесь уже нужно бить тревогу и обращаться в государственную ветеринарную службу. Ветеринарный врач придет и осмотрит ваше животное. Есть определенные клинические признаки, которые на ранних стадиях не слишком явно выражены, а на поздних этапах – это кровь из носа, определенная синюшность…
— Насколько жители Ивановской области ответственные в этом плане?
Евгений Курочкин
— Если говорить про содержание животных, то, к сожалению, нельзя сказать, что люди у нас ответственные. Во всех последних случаях мы видим, что животных содержали с нарушением ветеринарных правил. Например, это свободновыгульное содержание. Подчас в деревнях делают загородку в поле и туда выпускают животных на вольный выпас. Соответственно, никаких ограничений от контакта с внешней средой, с дикими животными нет. Но, тем не менее, если мы говорим об июльской ситуации, в ряде случаев при заболевании и падеже скота в ветеринарную службу информация поступила. Это позволило нам начать мероприятия по локализации очагов.
— В Кохме хозяева умудрились одну тушку захоронить без соблюдения мер предосторожности. Это нормальная ситуация?
Денис Черкесов
— На мой взгляд, уровень знаний и культуры содержания свиней в личных подворьях находится на очень низком уровне. Захоронение останков животных на территории подворья, выгульное содержание, корма — не понятно откуда доставленные – вопиющие факты. Но мало того что хозяева разводят свиней, не соблюдая ветеринарных требований, они в большинстве случаев разводят их для реализации.
— Обычное дело в деревне, где сосед вырастил свинку и продал соседу. В чем здесь опасность?
Денис Черкесов
— К сожалению, в большинстве личных подворий сейчас разводят не одну свинью, а десяток. Кормят и отходами, договариваются и достают эти отходы откуда угодно, в том числе берут просроченную продукцию. А ветеринарный контроль при реализации потом такого мяса, как правило, отсутствует. Свинокомплекс или зарегистрированное крестьянско-фермерское хозяйство обязано перед реализацией сдавать продукцию на анализ. Кроме АЧС служба ветеринарии, Россельхознадзор, Роспотребнадзор исключают целый спектр других видов заболеваний, и подтверждают качество мяса. Но в случае личных подворий такой гарантии нет, это риск для покупателя, и он сам на себя его берет.
— Чем опасна такая продукция для человека?
Денис Черкесов
— АЧС не распространяется на человека, он не заболеет африканской чумой свиней. Но это только если исключить все остальные болезни, которые можно получить с мясом, не имеющим соответствующих документов.
— Возвращаясь к разговору о компенсации. Возможно ли получить средства не только за животное, но и за уничтоженные постройки?
Евгений Курочкин
— По постройкам компенсация возможна в судебном порядке, либо, если имеется оценка стоимости. Но, как правило, постройки – это обычно самодельные, не зарегистрированные строения.
— Может быть, это одна из причин того, что люди скрывают падеж животных? Что может сподвигнуть граждан, чтоб они своевременно сообщали о проблеме?
Денис Черкесов
— В любом случае скрыть гибель животных не возможно. Лучше сразу же обращаться к ветеринару. А тех, кто только собирается разводить свиней, прошу заранее оценить все риски и свои возможности. Эти риски гораздо выше, чем тот потенциальный доход, который можно получить от продажи мяса. Я бы посоветовал обратить внимание на других сельскохозяйственных животных, которые не столь чувствительны к болезням, и содержание которых не сопряжено с таким большим риском.
Пресс-служба Правительства Ивановской области