71 год минул со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Но сколько бы ни прошло лет, в памяти народа должны сохраниться имена людей, отстоявших свободу и счастье для нынешних поколений. Самоотверженно сражались солдаты на фронтах войны, с такой же самоотдачей ковали победу в тылу труженики тыла. Велика роль медицинских работников, боровшихся за жизнь раненых в прифронтовых, фронтовых и военных госпиталях. В годы Великой Отечественной войны в Ивановской области было оборудовано 86 эвакуационных госпиталей. Один из таких №3840 располагался в Комсомольских школах №1 и №2. Дислоцировался он здесь с 15 сентября 1941-го года по 10 декабря 1945-го. Сегодня об этом напоминают мемориальные доски.
Ради жизни
С момента основания госпиталя в нем работали Земзина Е.А., Опарина В.А., Резцова В.К., Козырева М.Д., Соловьева М. А., Комарова Е.И., Воронина Н.А., Серова Е.М., Соколова Н.В., Сокова Т.Ф. и многие другие медицинские работники. Начальниками госпиталя были Борисова Н.А. — военврач 3-го ранга, капитан медицинской службы, Каган С.Я. — майор медицинской службы.
В Комсомольской средней школе №1 на втором этаже располагалась операционная, перевязочная, на третьем — рентгеновский и зубной кабинеты, в одном из классов — физиотерапевтический кабинет. Здесь же были палаты для офицерского состава. На первом этаже — канцелярия, аптека, моечная, столовая. В актовом зале размещалась самая большая палата, где лежали до пятидесяти раненых. В Миловское отделение госпиталя направляли самых тяжелых. Начальником медицинской части Миловского отделения работал Ясников Алексей Александрович, который возглавлял Миловскую больницу с 1913 года.
Жители города несли в госпиталь посуду, подушки, продукты питания, предлагали свою помощь. Предприятия выделяли мебель, привозили подарки больным. Заботу о снабжении госпиталя продуктами взяли на себя колхозники из Яблонова, Никольского, Даниловского, Иваньковского сельских советов.
Раненые с фронтов поступали большими партиями, иногда до тысячи человек в сутки. Принимали раненых с поезда и на подводах подвозили в госпиталь. Напряженная работа шла и днем, и ночью. Многие медики, работавшие в госпитале, неоднократно сдавали свою кровь для спасения жизней раненых бойцов и командиров.
Сила, знание, опыт — раненым
Вот строки из биографии Семеновской Марии Васильевны, работавшей в госпитале с 1942 года. Родилась она в 1913 году в селе Писцово, где и окончила школу в 1929 году. В 1937 году получила диплом врача после обучения в Первом Ленинградском медицинском институте имени академика Павлова, работала и хирургом, и терапевтом, а после войны освоила специальность рентгенолога. Война застала Семеновскую в Ленинграде, где жила ее семья: муж, сын и мать. Сын и мать смогли уехать в Комсомольск, но сама она не имела этой возможности: с первых дней войны все медики были призваны на военную службу. Из блокадного Ленинграда Мария Васильевна уезжала в феврале 1942 года. В Комсомольске стала работать в госпитале сначала старшим ординатором, а затем начальником первого отделения.
Пример самоотверженной работы являли врачи: ведущий хирург Тамман Д.И., начальник госпиталя Каган С.Я., заместитель начальника по медицинской части Земзина Е.А., заместитель начальника по хозяйственной части Громов В.А.
Земзина Елизавета Александровна позднее вспоминала:
— Медикаментами госпиталь снабжался хорошо, а о разнообразии продуктов питания речи не было: трудное время. Чтобы избежать авитаминоза, медицинские работники, учащиеся школ, выздоравливающие раненые заготавливали шиповник и хвою, делали отвары и поили этими напитками раненых. («Заря», 9 апреля 1985 года, «Днем и ночью»).
Госпиталь имел хорошо оборудованный физиотерапевтический кабинет. Здесь умелые медсестры накладывали больным парафин на поврежденные суставы, лечили опухшие суставы торфяными лепешками, которые применяли вместо лечебной грязи.
Медицинские сестры Опарина В.А, Молькова А.А., Дубровина А.М., старшие сестры Волкова М.А., Назарова Н.Н., санитарка физиокабинета Соловьева М.А., субординатор Воронина Н.А. отдавали тепло своих сердец, знания, опыт раненым бойцам, забывая об усталости и о собственных болезнях. А как необходимо было раненым душевное тепло, ведь среди них было немало тех, кто потерял родных, кому не приходили письма.
— Хоть мне в ту пору было немногим больше тридцати, все раненые: и двадцатилетний лейтенант, и пожилой боец - называли меня «мать», — рассказывала бывшая санитарка госпиталя Серова Е.М. — Как свою воспринимали мы боль тех людей, заброшенных войной в наш город, и делали все, чтобы облегчить их страдания, помочь быстрее встать в строй защитников. («Заря», 9 апреля 1985 года, «Днем и ночью»).
Лаврентьевна Наталья Алексеевна работала в самом тяжелом отделении, куда привозили обмороженных без рук, без ног, со страшными переломами. В палатах мест всем не хватало, лежали в коридорах.
Позднее она вспоминала:
- С 15 сентября 1941 года военкомат призвал меня на военную службу: работала в госпитале. На госпитальных кроватях лежали те, в кого стреляли, кого изуродовали осколки снарядов. Смерть всегда была рядом, мы войну физически ощущали с поступлением новых раненых. В палатах бредили, звали родных, кричали: «Ура!», «Огонь!». Госпиталь и на мирной территории жил войной. («Заря», 1985 год, «В памяти живет война»).
В послевоенные годы Наталью Алексеевну ценили за высокие профессиональные качества, милосердие и персонал, и больные. Государственные награды, грамоты — это ее знаки отличия за самоотверженный труд.
Земзина Елизавета Александровна - физиотерапевт, отдала многие годы служению людям, борьбе за их здоровье. Многие жители нашего города помнят эту внимательную женщину с добрым мягким взглядом. Но мало кто знал, что свои молодые годы она прошла нелегкими фронтовыми дорогами, а с января 1944 года работала в госпитале №3840. Нет счета осколкам и пулям, удаленным во время операций, километрам бинтов, наложенных на раны бойцов. Медсанчасть, где служила Елизавета Александровна, освобождала Белоруссию, Курск, Орел, трижды вместе с однополчанами врач попадала в окружение. Она награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За трудовую доблесть». Земзина Е.А. — капитан медицинской службы.
Воронина Нина Александровна. Многие жители нашего города хорошо знали эту обаятельную женщину невысокого роста, очень скромную, приветливую. Она не была на фронтах войны, но работала всю войну в эвакогоспитале. Лейтенант медицинской службы, старшая медсестра хирургического отделения, операционная медсестра, а затем субординатор, она самостоятельно делала операции. Руки немели, спина застывала, глаза слезились от усталости и бессонницы, но поступал следующий раненый, все уходило куда-то в сторону, вспомнила она. Нину Александровну любили раненые и уважали коллеги за чуткие руки, профессионализм. Требовательная к себе, она воспитывала такие же качества и в молодых. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена Орденом Отечественной войны II степени, многими медалями.
В госпиталь поступали раненые разных национальностей: русские, белорусы, венгры, украинцы, таджики. Каждого выздоровевшего провожали всем госпиталем. В 1944 году в госпиталь привезли пленных немцев. Они не говорили по-русски, изъяснялись жестами, в глазах недоверие и ненависть. Многие из них были серьезно больны. Но и их лечили, хоть это было трудно: ведь шла война.
Письма бойцов в благодарность
Военные годы учили многому: ценить человеческую жизнь, чужую боль и страдания, учили милосердию. Скончавшихся от тяжелых ран, их 23 человека, оплакивали всем госпиталем. Некоторые из них были совсем молодыми: Бусыгин С.С. (1924-1943), Новаков И.П. (1927-1944), Самсонов Н.Ф. (1922-1944), Карабаев Саду (1924-1944), Журавский А.М. (1924-1945).
Над госпиталем шефствовали научные работники Ивановского медицинского института. Профессора консультировали больных, читали лекции для медицинского персонала. Многие работники госпиталя при поддержке специалистов мединститута освоили новые специальности. Медсестры Майорова и Никифорова стали операционными сестрами, овладели техникой переливания крови, ассистировали на операциях. Санитарки Хальзова и Завидон окончили курсы медсестер при госпитале. Всего врачи и научные работники мединститута подготовили 30 медсестер, в перевязочных проходили практику учащиеся 9-10 классов.
Работники госпиталя поддерживали связь с бывшими больными, вернувшимися на фронт. Раненому Женуковскому девять раз переливали кровь, но он вернулся в строй и писал: «Еще раз благодарю за заботу обо мне, за спасение моей жизни».
Гвардии лейтенант Георгий Ракитин, выступая по местному радио, говорил: «В боях за Родину я был ранен и сейчас нахожусь в госпитале. Хорошее питание, вежливое и внимательное отношение врачей, сестер и санитарок способствуют быстрейшему выздоровлению».
С фронта старший лейтенант П. писал: «Я вспоминаю тот момент, когда мы прибыли в ваш госпиталь и встретили материнскую заботу о нас. Помните, у меня рука не действовала? Мне очень было обидно. Подчас думал, почему меня совсем не убило, кому я нужен, калека. Да ведь и вы могли поступить иначе, просто сделать ампутацию, но все меня жалели, не хотели делать калекой. Благодарю вас за то, что вы сделали меня вполне здоровым».
Эти простые, теплые письма являлись лучшей благодарностью для всех работников госпиталя за кропотливую работу по восстановлению здоровья и спасению жизни героических защитников Родины.
Выздоровлению раненых способствовало и питание. Дружный коллектив под руководством старшего повара Филипповой Анны Петровны старался вкусно накормить раненых. Диетврач Круглова следила за качеством приготовления пищи.
Дети — бойцам
Время, проведенное в госпитале, раненые использовали для повышения своей боевой и политической подготовки, изучая автомат, винтовку, Уставы Красной Армии, приемы первой медицинской помощи.
В госпитале даже были организованы кружки: драматический, хоровой, музыкальный. В часы досуга слышались звуки рояля и гармони. К 25-ой годовщине Красной армии были оборудованы выставки: «Разгром немцев под Сталинградом», «Великая Отечественная война советского народа», «Герои Отечественной войны».
Хоровой кружок госпиталя выступал по радио с песнями «Священная война», «Провожальная», «Выезжал партизан на вороном коне», «Народная шуточная» и другими.
В распоряжении раненых были книги, журналы, газеты, они слушали сводки Совинформбюро, обсуждали услышанное, радовались освобождению наших городов.
В гости к раненым приходили дети, школьники и воспитанники детских садов. Они выступали с концертами, читали книги, помогали писать письма, гладили белье, разносили еду, собирали ягоды для раненых. Бойцы всегда с радостью встречали гостей, ведь они напоминали им свой дом, свои семьи.
Об одном из таких посещений вспоминал подполковник в отставке Н.Бродников, лечившийся во время войны в Комсомольском госпитале:
- 23 февраля 1944 года к нам в палату пришли ребятишки из детского сада, находившегося напротив нашего отделения. Ко мне подошел один карапуз трех-четырех лет. Он неловко протянул мне куклу Петрушку и положил открытку с изображением березовой рощи. Как потом выяснилось, Петрушка оказался кисетом и был набит табаком, а на обороте открытки с березовой рощей была надпись: «Дорогой дядя, желаем Вам после Победы отдохнуть в такой березовой роще». Где бы я не был, куда бы не забрасывала меня жизнь, я всегда при виде березовой рощи вспоминаю комсомольского мальчика и его открытку. И почему-то всегда подкатывается к горлу ком, который потом никак не могу проглотить… («Заря», 9 апреля 1985 года, «Спасибо вам, люди», Н. Бродников).
В 1945 году госпиталь был расформирован, часть раненых продолжала лечиться в Миловском отделении, а в школьные здания вернулись учащиеся. Только мемориальные доски напоминают о том, что в военные годы здесь лечились тысячи советских бойцов, а медицинские работники, многие из которых были жителями нашего города, отдавали все свои силы и знания, чтобы быстрее вернуть в строй раненых бойцов и командиров Красной Армии.
Материал подготовлен Т. Сергеевой.
(Использована краеведческая работа В.А. Хрупачевой)