60

100­-летию Михаила Дудина посвящается…

Михаил Дудин родился 20 ноября 1916 года в «маленькой, всего шесть дворов» деревне Клевнево Фурмановского района в крестьянской семье. «Деревушка наша стояла в лесу, на берегу крохотной, незамерзающей речки Молохты, в двадцати километрах от Иваново­-Вознесенска», ­ — писал Дудин.

Он остался сиротой в 12 лет, рано лишившись матери. По окончании школы получил специальность помощника ткацкого мастера в Ивановской текстильной фабрике­-школе.

… Небольшой провинциальный город Комсомольск, что  в 50 километрах от Иванова, знаменит своей  электростанцией ­ — ИвГРЭС, ­ — построенной в 1930-­е годы по плану ГОЭЛРО. Тысячи молодых людей приехали на сооружение электростанции и построили ее за три года. Для одних город стал родным на долгие годы, для других отправной точкой в трудовой биографии.  Несомненно, сыграл Комсомольск свою роль и в жизни начинающего поэта Михаила Дудина, работавшего в многотиражной газете ИвГРЭС «Заветы Ильича» в 1935­1937 годах. Его помнили многие первостроители ИвГРЭС.  Почему? Да потому, что забыть такого светлого человека было просто невозможно. Хотел ли он вернуться в город, в котором работал два года, где начинал как поэт, неизвестно. Но вспоминал его Михаил Дудин  наверняка,  когда  вел долгие годы переписку  с другом юности Михаилом Сергеевичем Смирновым, журналистом, главным редактором газеты «Заря»,  присылая ему сборники своих стихов, интересуясь делами.

А  30 декабря 1975 года прислал коллективу «Зари» поздравление с выходом 5000 номера газеты, где были такие слова: «Желаю вам и дальше светить во всю Ивановскую.  Ваш М. Дудин».

Вспоминал Комсомольск в письме, которое прислал Вере Павловне Митрофановой, руководителю краеведческого кружка школы №1. Письмо Михаила Александровича и сборник стихов «Берегите землю, берегите» с теплыми  словами поэта бережно хранятся  в архиве педагога.

Другом юности Михаила Дудина был Михаил Солдатов, первостроитель ИвГРЭС, почетный гражданин города Комсомольска. О тех годах он оставил такие воспоминания:  ­

— Начинал Михаил свою деятельность в многотиражке ИвГРЭС. Учился какое-­то время в вечернем энерготехникуме. Сидели мы, два Михаила, за одной партой, он был скромен до застенчивости. Когда на занятиях отключался свет (а это часто случалось) мы просили Мишу почитать свои стихи. Он залезал на стул и с выразительностью читал некоторые. Внезапно свет включался, он конфузился, слегка краснея.

Война надолго разъединила друзей. И лишь в 60-­е годы им удалось встретиться в Ленинграде, где Дудин жил после окончания войны. Это была единственная встреча, но память о ней Михаил Солдатов сохранил на всю жизнь, часто вспоминал до мельчайших подробностей. Он внимательно следил за творчеством Дудина,  покупал выходившие в свет новые сборники стихов, приобщил   к творчеству Михаила Дудина своих детей.

Приглашали Михаила Дудина читать свои стихи и на производственные совещания. Об этом часто вспоминал другой первостроитель ИвГРЭС, почетный гражданин Комсомольска П.Я. Круглов:

­- … Это был высокий, подтянутый молодой человек, он приятно удивлял элегантностью манер, природным артистизмом, какой-­то изысканностью в речи, готовностью по первому зову читать свои стихи. В те годы часто проводились различные заседания по производственным вопросам, во время которых постоянно минут на десять отключалось электричество. И чтобы народ не расходился, просили Мишу Дудина почитать свои стихи, что он всегда с большим удовольствием делал. Свет включали, и заседание продолжалось, а поэт скромно садился в уголок  для того, чтобы через несколько минут вновь читать свои стихи. Так иногда бывало несколько раз за совещание. Читали мы его стихи и в многотиражке и, конечно же, не думали, что впоследствии из этого паренька вырастет известный  на всю страну поэт, Герой Социалистического труда.

В свободное от работы и учебы время молодежь искала повод собраться где-­нибудь, пообщаться.

Михаил  Солдатов рассказывал  своим детям и такой эпизод из далекой юности, связанный с  Дудиным:

­- Однажды ребят пригласили на танцы в какую­-то избу девчата. Они,  выскоблив добела деревянный пол, достав патефон и самые популярные в те годы пластинки, принарядившись, встречали у порога гостей.   Такая чистота обязывала входящих или проходить на цыпочках или  разуваться. 

«Миш, а ты чего в галошах-­то проходишь?» ­ — домогались девчата до стеснительного паренька.

«Да я не могу снять их, не могу,» ­ убеждал молодой человек, поправляя сконфуженно белокурую шевелюру.

Оказалось, подошвы у его ботинок оторвались, а с галошами вид был вполне приличный, вот он и стеснялся снять их перед всеми. А потом были песни,  танцы, и Михаил вместе со всеми рьяно отплясывал в своих галошах. Его стихи молодежь уже  знала и просила почитать  что-­нибудь новенькое.

Точкой творческого отсчета  Дудина считается сборник «Ливень», вышедший в Иванове в 1940 году. А друзья юности, в том числе Михаил Солдатов, считали точкой отсчета поэтическую тетрадь под названием «Жесткий снег», с которой он никогда не расставался, именно оттуда он и читал друзьям свои стихи. Он «выносил на суд высокий свою историю в стихах».

Сохранились и воспоминания  о Михаиле Дудине  Анастасии Михайловны Чумаковой:

­ — В 1937 году я работала в завкоме ИвГРЭС. Рядом ­ — машинистка. К нам каждое утро забегал никому тогда не известный Михаил Дудин. Он приходил печатать на машинке свои материалы:  работал в однополосной многотиражке «Заветы Ильича». Заскочит, озорной, смешливый , и давай нас новыми анекдотами потчевать. Таким мне и запомнился. Теперь горжусь, что знала знаменитого поэта в молодости.

Вот таким  солнечным, светлым,  добрым человеком остался Михаил Дудин в памяти комсомольчан, имевших счастье быть с ним знакомыми.

И сегодня, в преддверии 100­-летнего юбилея знаменитого поэта, мы с полной уверенностью можем сказать, что есть  в  фундаменте истории знаменитой нашей станции  тот символический кирпичик, который  заложен и Михаилом Дудиным.

Т. Сергеева

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.