С 2004 года живёт в Воронцове семья Костылёвых. Её глава Николай Никитич родом из этих мест.

В Воронцово я приехала в воскресенье. Николай Никитич Костылев  ждал меня у дома. Супруга с любопытством выглядывала в окошко. Тут же провожали дочку с мужем  в Иваново. Шумно, весело, с прибаутками. Ясно, жизнь в этом доме бьет ключом,  а ведь в конце октября семье исполняется 50 лет. Здесь уютно и душевно,  словно среди близких людей. И у меня есть два часа, чтобы с ними познакомиться.

«Была бы коровка и курочка…»

У входа лежат две невероятно огромные тыквы. У супругов есть и свое подсобное хозяйство с козочкой, курами и гусями, и огород с теплицей, и небольшая пасека. Хозяйка достает с  печки нагретые валенки и ведет на кухню, где уже накрыт стол. Коронное блюдо ­- манты с самодельной сметаной, от которых еще идет парок, и большой открытый пирог с деревенским творогом. В памяти проносится давно забытое ощущение, когда маленькой меня приводили к бабушке с дедушкой в гости. Николай Никитич смеется в ответ на мое восхищение: «Научил за 50 лет стряпать». Жена парирует: «Он всегда говорил: была бы коровка и курочка, настряпает и дурочка». Костылевы не упускают случая друг над другом подшутить. Видно же -­ с любовью.

 

На 11 детей  13 дипломов

Николай Никитич родился здесь, в Воронцове, 78 лет назад. Родительский дом -­ через дом, там сейчас живет родня. А этот дом купили себе. Как на пенсию вышли ­- сюда вернулись, раньше приезжали на охоту, рыбалку да отдохнуть. Смеются: «Когда работали, хоть выходные были. А теперь дела с утра до вечера».

До службы в армии Николай Никитич окончил техникум механизации, пока служил -­ заочно получал высшее образование в сельхозинституте. А служил, к слову, на атомной подводной лодке. По три месяца, бывало, света белого не видели -­ все под водой.  Во время Карибского кризиса стояли у берегов Кубы. По 90 с лишним суток в готовности №1. Там, говорит, смотрел, как мучаются, нервничают сослуживцы, и на всю жизнь запомнил, что лучше и не начинать курить. Слишком тяжко дается потом лишение. Сам не курит, и дети тоже. Их у четы трое да внуков пятеро. Но у родителей Николая семья была еще больше ­- 11 детей, он ­- десятый. Член правительства из Москвы приезжал лично вручать его маме Марии Ивановне награду «Мать-­героиня». Самое интересное, что все без исключения дети вышли в люди. На 11 детей ­- 13 дипломов. Один брат был художником, сестра работала в секретном научно-­исследовательском институте, другой брат строил атомные электростанции, был в роду и полицейский, еще один погиб в войну в Польше, там и похоронен…

В общем, по следам такой большой семьи можно снять настоящий сериал. Сейчас осталось трое братьев. Анатолию 87, он живет у дочери. Михаил ­- в Юже. Он прошел путь от преподавателя до руководящей должности в городе. И вот Николай.

 

Пытались  переманить  в Москву, но не удалось

После армии Николая Никитича «сватали» и в родной совхоз, и в район, а в итоге забрали в нормировочный пункт при областном управлении сельского хозяйства, потом переманили в «Трестптицепром», где он работал 10 лет старшим экономистом по труду и заработной плате. А в 1978 году и вовсе получил предложение переехать в Москву, но областное руководство узнало и назначило директором птицефабрики. Говорит, не жалеет. В душе он все же сельский житель, никак не городской и уж точно не столичный. Кохомской птицефабрике, к слову, в итоге были отданы 20 лет жизни. Потом она объединилась с Горинской и сейчас известна как «Ивановский бройлер». В области Костылева­старшего до сих пор многие знают, уважают и вспоминают добрым словом. А уж сколько почетных грамот и благодарственных писем… Если сложить в стопку, никак не меньше метра в высоту получится. Они в городской квартире. Супруги говорят, что ездили давеча за пенсией, из города   разве что не бегом ноги уносили.

 

Ни злата,  ни серебра  не нажили

История знакомства супругов, которые вот-­вот отметят золотую свадьбу, небанальна. Мама Елены снимала угол у хорошей женщины. Так что после того, как дали свое жилье, связь с ней семья не теряла. Вот и в тот день, 1 января 1966 года, Леночка пришла поздравить женщину с Новым годом. Только вот в доме никого, кроме Николая, не оказалось. Выяснилось, именно он снял комнату, в которой раньше жила Лена с родными. Через полтора года и поженились. Поначалу весь скарб состоял из этажерки, стола и раскладушки. Говорят, особо запросов-­то и не было, ведь после войны даже хлеба досыта не ели. Так что и крыша над головой,  даже съемная, за счастье была. Говорят, ни злата, ни серебра не нажили. И тут же Николай Никитич вскрикивает: «Что ты?! А три гуся?!». Серьезно же говорят, что главное богатство ­- это их дети. Звонят все каждый день, нет выходных, чтобы кто­-нибудь не приехал. Дочь Светлана живет в Иванове, она ­ исполнительный директор в производственно-­коммерческой компании. Старший сын -­ в Костроме, работает в банке. А младший окончил пожарное училище, потом получил высшее образование. Сейчас заведует кафедрой в академии МЧС, подполковник.

 

На прогулку -­  с пакетиком

В Воронцове семья основательно обосновалась в 2004 году. Сразу по приезду Николая Никитича избрали старостой поселения. При нем и дорогу положили, и пруд углубили, и много других благих дел случилось. Даже на прогулку семья идет с пакетиком. После круга по деревне пакетик с мусором набирается. Говорят, народ стал более сознательный, но нет­-нет, кто-­то картину подпортит.

 

Сладостей теперь можно есть  сколько угодно

На торжественную дату Костылевы ничего особенного не планируют. Но дети и внуки обещали все приехать, собраться вместе дома. Говорят, больше ничего не нужно. Только здоровье и детям чтобы хорошо было. Радуются всему. Березка зазеленела ­- уже за счастье. Огурец первый вырос -­ буря эмоций. Хороший урожай помидоров собрали -­ это ли не повод улыбаться…

Вдруг Николай Никитич начинает читать стихи. Добрые, о том, что сладостей теперь можно есть сколько угодно -­ все равно зубов своих нет. Оказывается, собственного сочинения. Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. А вот Елена Васильевна уважительно слушает мужа, смотрит с большим интересом ­- как будто слышит все эти истории впервые. И о себе скромно молчит. А ведь она всю жизнь работала в медицине. В 2015 году их чета была представлена к награде как лучшая семья района. И их отношения -­ образец для всей большой семьи. Вот что говорит дочь Светлана: «Мы очень гордимся нашими родителями. Они сохранили на протяжении всех лет теплые отношения, поддерживают друг друга, являясь достойным примером для нас всех! Очень хочется, чтобы их пример послужил жизненным ориентиром для молодого поколения».

 Н. Горюнова

Награду матери 11-­ти детей приезжал вручать член Правительства из Москвы

 

 

 Маленький Коля на руках у мамы

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.