Медико-­социальная экспертиза. Что это такое?

Медико­-социальная экспертиза – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Какие вопросы входят в компетенцию МСЭ читателям «Зари» рассказывает руководитель – главный эксперт по медико-­социальной экспертизе ФКУ «Главное бюро МСЭ» по Ивановской области Сергей Уповалов.

 ­- Сергей Адмиевич, каковы задачи МСЭ?

­- Основные функции, которые возложены на бюро медико–социальной экспертизы, определены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении порядка и организации деятельности федеральных государственных учреждений медико–социальной экспертизы», который вступил в силу 8 января 2013 года.

Если коротко, то это установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности человека; определение потребности пациента в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; изучение причин, факторов, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности.

Для этого бюро МСЭ проводит освидетельствование граждан; устанавливает факт инвалидности, группу, причины, время наступления и срок инвалидности; разрабатывает индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности, а также разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другое.

При прохождении МСЭ основополагающим нормативным правовым актом РФ является Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». При этом граждане в обязательном порядке получают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

­- Кто входит в состав бюро МСЭ?

­- В состав общего бюро медико–социальной экспертизы входят не менее трёх врачей: терапевт, хирург, невролог. В состав специализированного бюро входят специалисты узкого профиля.

­- Расскажите о структуре службы?

­- Медико­-социальная экспертиза имеет трехуровневую вертикаль. Федеральное бюро медико­-социальной экспертизы контролирует деятельность Главных бюро, проводя освидетельствование граждан в порядке контроля и обжалования. Главные бюро медико­-социальной экспертизы обладают полномочиями не только рассматривать жалобы прошедших освидетельствование в бюро граждан, но и отменять или изменять решение бюро, проводить в порядке контроля, а также по обжалованию повторные освидетельствования граждан, координирует деятельность бюро и анализирует их работу. В Главном бюро МСЭ по Ивановской области имеется 15 филиалов, из них 10 общего профиля (в том числе №9, которое осуществляет обслуживание Комсомольского района) и 5 специализированных: офтальмологического, психиатрического, туберкулезного и два детских бюро.

– Что должен предпринять гражданин, чтобы получить направление на экспертизу?

– Прежде всего нужно обратиться к своему лечащему врачу. Он проведет оценку, затем направит на врачебную комиссию и уже последняя решает направлять или нет на МСЭ. Для экспертизы необходимо иметь паспорт, направление, СНИЛС и заявление гражданина.

– Что делать человеку, если он не согласен с решением экспертов?

– В каждом бюро есть стенд с информацией для инвалидов. Кроме того, при вынесении решения об инвалидности руководитель бюро разъясняет порядок обжалования в Главном бюро. Решение Главного бюро можно обжаловать в Федеральном бюро. Это необходимо сделать в течение месяца со дня принятия решения. Заявление можно подать сразу после вынесения решения, либо прислать по адресу: город Иваново, переулок Свободный, дом №4, либо по электронной почте ivanovomse@mail.ru.

Решение любого звена можно обжаловать в судебном порядке.

­- Может ли экспертиза проводиться на дому?

­- Медико­-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, либо местожительство гражданина находится в труднодоступном месте при отсутствии транспорта, либо заболевание инвалида включено в перечень заболеваний указанных в Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для оказания подобной услуги требуется справка от лечащего врача.

Все услуги бюро МСЭ предоставляются бесплатно.

—  Основные критерии инвалидности?

­- 2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-­социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-­социальной экспертизы».

Группа инвалидности определяется в зависимости от нарушений функций организма. Их оценка производится в процентах от 10 до 100, с шагом в 10%. Выделены четыре степени стойких нарушений функций организма: первая степень — ­ стойкие незначительные (от 10 до 30%), вторая степень ­ — стойкие умеренные (от 40 до 60%), третья степень — ­ стойкие выраженные (от 70 до 80%), четвертая степень ­ — стойкие значительно выраженные нарушения (от 90 до 100%).

­- На какой срок устанавливается инвалидность?

­- Сроки ее разные. Первая группа – на два года, вторая и третья – на один год. Иногда назначается на пять лет. В основном детям, некоторым категориям граждан. Например, участникам Афганской войны, а также пострадавшим от происшествия на Чернобыльской АЭС.

­- В минувший вторник вы провели прием граждан в Комсомольске. С какими вопросами чаще всего обращались горожане?

­- Чтобы процедура медико-­социальной экспертизы проходила в Комсомольске. Сейчас же граждане вынуждены ехать в Иваново. Но это порой сложно по техническим причинам. Кроме того нужно, чтоб на комиссию явилось определенное количество человек в определенное время, а это тоже не всегда возможно. Выезжать специалистам из­за двух человек нецелесообразно. Но вопрос будем решать.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.