Лицо с обложки: Николая Шушерова знала вся страна. Уроженец Комсомольского района украсил первую страницу газеты «Правда», выходившей тиражом 7 миллионов во всех республиках СССР, журнала «Крестьянка» и многих других. Но заслугой это не считает. И о съемках в кино с Сергеем Бондарчуком и Вячеславом Тихоновым вспоминает с меньшим энтузиазмом, чем о работе фермером.

От «земельного вируса» излечиться нельзя

В гости Николай Павлович пригласил в свой деревенский дом. Здесь его сердце радуют  плантации диковинной капусты, куры, тут он принялся за ремонт печи. Хотя сам живет в Комсомольске, в квартире, и большую часть дел уже передал детям, к земле тянет. Говорит, от любой хвори можно излечиться, но не от «земельного вируса». Его передали родители. Когда родился, маме было 38 лет, отцу — ­ 44, разница в возрасте с сестрой и братом огромная, поэтому называет себя поскребышем. Старшие рано вылетели из гнезда, поэтому все тяготы быта испытал  маленький Коля. Отец вернулся с войны без ноги. Мать работала дояркой. Корова лягнула ­ — случилась гангрена,  маме  ногу тоже пришлось ампутировать. Сейчас Николай Павлович с улыбкой вспоминает, как  вместо  учебников носил в Писцово молоко учителям. На все предметы ­ —  две тетрадки. Но на спорт удавалось выкроить время: занимался бегом и лыжами, играл в волейбол. Планировал поступать в Ивановский энергоинститут, но экзамены начинались 1 августа, а в июле пришла повестка.

Был посыльным у легендарного режиссера

Армейская служба началась… со съемок в легендарной экранизации Сергея Бондарчука «Война и мир».

­- Вячеслава Тихонова я видел, как вас… Людмилу Савельеву ­ — тоже, ­ вспоминает Николай Павлович. ­ — Я самый шустрый был, вот меня и взяли посыльным к Бондарчуку. Брал у него и его  операторов  план о построении  войск и докладывал  на съемочную площадку. В массовке тоже снимали.

Сначала  в итальянской форме, потом во французской. Съемки были с июля, а 3 ноября мы уехали. Я в кино себя не видел. Хотя, кто­-то говорил, что разглядел, но  я сомневаюсь.

 Достижения в армии не остались незамеченными

После съемок наш герой попал в отдельный учебно-­танковый батальон при Таманской дивизии, где дослужился до командира танка. С отличием окончил курсы офицера запаса.

Был рекомендован в Благовещенское в танковое училище, получил направление в высшее военно-­политическое училище. Но сердце рвалось домой, где ждали родители. И все же его  достижения не могли остаться незамеченными: за месяц до демобилизации именно Николая выбрали для снимка на первую страницу главной газеты страны: к статье о броневом щите родины. Семья сохранила эту реликвию до сегодняшних дней. В единственном экземпляре.

Сразу по возвращении домой Николая пригласили в райком комсомола. Дальше закружил вихрь: совпартшкола, высшая партийная школа при ЦК КПСС, райком партии: отдел пропаганды и агитации. А потом к себе вызвал Владислав Тихомиров, будущий губернатор Ивановской области, и заявил: «Хватит, Николай Павлович, засиживаться. Вам надо на руководящую работу». И на следующее утро —  ­ назначение на должность председателя  совхоза в Никольском. Тут и пришлось проявить характер и принципиальность.

­ — Я пришел ­ — сена нет, кормов нет. Стал собирать по всему району. Шел напролом. Из положения вышел, а вот врагов нажил. Столкнуться пришлось и с воровством, и с завистью, и с интригами. Народ встал на защиту, но от должности бюро  отстранило. Потом, спустя  почти 10 лет, будут предлагать  ту же  должность, но получат категорический  отказ.

Вернулся к истокам

После вереницы должностей Николай Павлович решил вернуться к истокам и организовать фермерское хозяйство. Купил землю недалеко от Комсомольска, началось строительство дома и фермы.

Многое  приходилось делать самому, даже коров доить. А потом встала проблема ­ — куда сбывать продукцию. Картошку (засевал 25 гектаров) сдавал в Тейковский гарнизон, молоко развозил по детским учреждениям и больницам района. Постепенно все наладилось.

Слава о фермере дошла до столицы: всего несколько лет назад для рассказа о нем приезжал корреспондент из журнала «Крестьянка». Статью назвали «Фермер от Бога».

Душу надо вкладывать

Сейчас постепенно дела перешли к детям и внукам. Сын занимается производством мраморной говядины, внук уже уверенно управляет трактором, помогает. Дочери тот самый ген тоже передался.

­ — Татьяна ­ — мне не чета. Троих поросят держит, в  огороде все есть, даже виноград! Все там идеально. Она хватче меня! ­ — с гордостью рассказывает наш герой.

А вот супруга, с которой они вместе со школьной скамьи, с сельским хозяйством не связана. Училась в химико-технологическом техникуме, 36 лет работала на ИвГРЭС.

­- В школе моя Тоня отличницей была, а я как-­то на экзамен с футбольным мячом  пришел… Поженились сразу, как из армии вернулся. Так и живем  вместе уже 51 год.  Двоих детей нажили, пять внуков и правнука, ­ — рассказывает Николай Павлович, срезая  уже в темноте гостинец, — ­ кочан фирменной капусты.

Потом бежит за домашними яйцами от своих кур  и сеткой картошки. Гостинцы сам грузит в багажник и провожает до выезда из деревни. Говорит, секрет весомого урожая —  прост ­ душу надо вкладывать. Всю. Без остатка.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.