Она дважды начинала жизнь с нуля. Первый раз ­ потеряв отца и крышу над головой, второй раз ­ — возможность ходить.

Жалеть себя Маргарита Талицына не умеет. Умеет ставить цель и ее добиваться.  Тому подтверждение ­ — десятки медалей в шкафу, премия губернатора и ее удивительно спокойный, уверенный голос.

Первый удар  судьбы

Время не вылечило. 1992 год. Страшная трагедия ­ — взрыв в доме по Садовой улице. Рухнул целый пролет. Погибли пять человек.

­- Папа пришел с работы, устал, прилег. Мы с мамой ушли в магазин. Обычно мой сын оставался с дедушкой. Но тогда он попросил взять внука с собой. Мы совсем немного отошли от дома, как прогремел взрыв, ­ — вспоминает Маргарита. – После взрыва мы начали жизнь с нуля. Не было ни потолка, ни пола. Пока дом восстанавливали, жили в общежитии политехникума. Но тогда мы еще молодые были, с мужем жили вместе, работали. Тяжело, конечно, было, но трудностей мы не боялись. Потихоньку встали на ноги.

82­-летняя Лидия Михайловна, мама Маргариты, шепотом добавляет:

­- Она всегда работала по 12 часов, без выходных. Всю смену у станков вприсядку. Мне говорили: «Твою-­то Риту не выгонишь с работы, она и не уйдет!» А как же? Сына надо воспитывать было. Он и техникум с отличием окончил, из института выпустился, теперь нам помогает.

Постепенно жизнь вернулась в привычное русло. О своем прошлом Маргарита рассказывает коротко: сразу после школы устроилась на райпромкомбинат оператором мотального оборудования, заочно выучилась на бухгалтера-­экономиста. В 21 год вышла замуж, в 22 – родился сын Женя.

­ — Жили хорошо, как все. Зарабатывали, воспитывали ребенка.

 

Инвалидное кресло – не приговор

Все вновь изменилось в 2004-­ом. Несчастный случай, итог – перелом позвоночника, тяжелая операция, полгода постельного режима и длительная реабилитация.

­— Паралич ног, но я не сдавалась. Сразу после операции стала разрабатывать ноги, руками их сгибала, разгибала. За мной ухаживали мама и сын. Женьке тогда было 14 лет. Он не отходил от меня. Потихоньку учил сидеть, ползать. Потом я начала ездить в центры реабилитации, пересела на коляску, постепенно вернулась к домашним делам, ­ — без доли жалости к себе говорит Маргарита. ­ — Ползком мыла полы, чистила паласы, стирала в тазе посреди комнаты. Уставала, конечно, очень. Но мне было приятно, я это сделала сама, всё польза для семьи. Сейчас мне всё легко и просто. Я всю квартиру со шваброй на коляске за 20 минут вымою. И окна сама почищу…

Маргарита лихо управляется с коляской. Со временем от государства она получила три вида инвалидных кресел, ходунки, необходимые мелочи. Квартира у нее небольшая, особо не развернешься: пришлось поменять двери, убрать ковры, разместить  кухонные принадлежности так, чтобы всегда были под рукой. Как любая хозяйка, Маргарита проводит много времени на кухне: приготовление завтраков, обедов, ужинов для всей семьи. В перерывах между домашними хлопотами – тренировки, прогулки, переписка с друзьями в соцсетях. Не забывает о себе: маникюр, прическа, макияж… Но так было не всегда.

­- Раньше я была заперта в четырех стенах. Разве что ездила на реабилитацию. Первое время я не хотела показываться в городе на коляске, стеснялась этого, не хотела встречать друзей, знакомых. В поликлинику ездила на такси. Все в моей жизни изменил спорт.

 

Тренировки  без жалости к себе

В 2014 году Маргарите предложили вступить в паралимпийскую сборную района. Были и страх, и сомнения. Но на первых же областных соревнованиях комсомольчанка завоевала три медали: золото – в армреслинге, серебро – в заезде на колясках, бронзу – в толкании ядра. Успех добавил эмоций и веры в себя.

Руки от ежедневной езды на коляске стали сильными. Маргарита брала медаль за медалью на областных соревнованиях по пауэрлифтингу – жиму штанги лежа. Продолжала тренироваться дома: работа с гантелями, отжимания. Понимала, для серьезных результатов этого мало.

Спортсменка обратилась в районную администрацию. После чего в зале тяжелой атлетики «Олимп» установили пандусы. С июля этого года она трижды в неделю тренируется там. Сын помогает спуститься со второго этажа. До спортзала Маргарита добирается сама. На месте ее встречают волонтеры из досугового центра «Спектр». Помогают во всем: страхуют со штангой, меняют вес. В Комсомольске у нее нет тренера. Разработать программу помогают специалисты из областной паралимпийской команды: консультируют по телефону и Интернету.

Время для занятий – с двух до половины пятого. В зале тренируется только Маргарита. Сначала разминка, затем жим штанги и упражнения с грузами у шведской стенки для разработки ног.

­-  Я начинала с того, что могла поднять 40 килограммов. Сейчас — ­ 55. На чемпионате мира в Сокольниках я заняла первое место и установила рекорд России. На днях вернулась с мастерского турнира. Там я выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Для меня это важнее всех медалей. Теперь моя цель – мастер спорта. Сложная задача, но буду к ней идти.

 

Друзей стало больше

Спорт для Маргариты – жизнь. Она больше не стесняется выезжать на улицу, встречать знакомых, делиться новостями. У нее всегда было много товарищей. Они рядом – и когда в дом пришла беда, и сейчас. После травмы друзей стало больше – среди людей с ограниченными возможностями и безграничной силой духа.

­ — У меня активная жизнь. Я все могу сама. Зимой, конечно, сложнее передвигаться, но я справляюсь. Есть аптеки и магазины, куда я заезжаю без проблем. Если не могу чего­-то достать, помогают продавцы. Пакет с продуктами вешаю на ручки сзади, удобно. Ко мне в городе привыкли, относятся с уважением. Знакомым говорю: «Я такой же человек, как и все, только вы ходите, а я нет». Летом и вовсе меня дома не застать. Съезжу на тренировку, потом на озеро загорать, купаться: держусь руками за мостик, плаваю,- ­ рассказывает Маргарита.

Наша героиня – человек целеустремленный. Роптать не в ее правилах. О проблемах и о том, чего не хватает, говорит нехотя, смысла не видит: основное – есть. Но Маргарите нужны велотренажер и беговая дорожка. Вот только на пенсию по инвалидности не разгуляешься, да и поездки на соревнования съедают существенную часть бюджета. Какие­-то старты и вовсе пришлось пропустить.

В середине декабря Маргарите Талицыной вручили премию губернатора. В числе пятерых самых активных людей с ограниченными возможности здоровья области ее чествовали в департаменте соцзащиты. Вручили грамоту главы региона и денежное поощрение. На эти средства комсомольчанка заменила деревянное окно на пластиковое: этой зимой дуть не будет.

 

О воде, которая не течёт под лежачий камень

Новый год Маргарита встретит в кругу семьи – с мамой и сыном: накроет стол, откупорит бутылку шампанского, посмотрит концерт. Признается, с возрастом перестала ждать праздника, это скорее веселье для детей и молодежи. На три моих вопроса отвечает все тем же спокойным, уверенным голосом. Без дрожи и ноток грусти:

­- Буду ли загадывать желание? Я уже давно ничего не загадываю. Зачем? Надо все самой делать, ставить цели и их добиваться. Под лежачий камень вода не течет. Проблемы? Я привыкла их решать. Я себя абсолютно не жалею. Если мне что-­то нужно, всегда найду выход. Смогу ли я ходить? Я больше об этом не думаю. Тренировки не брошу, а там… кто знает, что будет!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.