О росписи по ткани рассказывает Марина Мирошниченко.
Слово «вatik» – индонезийское. Оно обозначает «разрисовать ткань» (ba — хлопчатобумажная ткань, tik — «точка» или «капля»).
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. до н.э.
В нашу страну батик пришел в IXX веке и приобрел необычайную популярность в эпоху модерна. Он стал незаменимым атрибутом украшения декадентских салонов.
— Батик — это ощущение волшебства. Искусство, как и многие другие, имеет несколько техник: горячую, холодную, свободную роспись. Они отличаются способом резервирования (контура рисунка) ткани, когда на основе бензина делается специальный тягучий состав, который не позволяет краске выйти за границы рисунка, — рассказывает комсомольчанка Марина Мирошниченко, которая занимается ручной росписью по ткани с 2005 года. – Всего у меня в этой технике выполнено более ста работ. Это картины, роспись на женских шарфиках, платках и просто на ткани для пошива платьев, блуз, юбок. В основном распространена свободная роспись по тканям, но я работаю в горячей технике. Рисунок выполняется в основном акриловыми красками по ткани.
Как говорит Марина Вячеславовна, в батике главное – это ткань. Чаще всего для росписи используют натуральный шелк, шифон, креп-сатин…
Для росписи по ткани потребуется деревянная рама, на которую с помощью канцелярских кнопок, кнопок-гвоздиков или мебельного степлера натягивается ткань. Начинающим можно использовать деревянные круглые пяльцы, которые могут служить и декоративной рамкой для работ.
— Прежде чем приступить к работе, ткань перед росписью следует промыть горячей водой, чтобы смыть с нее вспомогательные добавки и чтобы краска хорошо растекалась и проникала в волокна ткани при нанесении рисунка. Ткань, подготовленная к росписи, закрепляем на раме, — рассказывает об этапах работы Мирошниченко. — Выполняем эскиз на бумаге простым карандашом. Рисунок крепим снизу ткани английскими булавками. Сначала резерв на материал наносим стеклянной трубочкой с шарообразным резервуаром и загнутым концом. Кисти лучше использовать синтетические разных размеров.
Плавные переходы цветов от светлого к темному, необычные оттенки, интересные орнаменты, оригинальные сюжеты и детали помогают воплотить самые сложные идеи и творческие замыслы.
Больше всего Марина любит рисовать цветы.
Обучала молодую женщину росписи по ткани Нина Короткова, которая вместе с Мирошниченко работала в одной из мастерских Иванова. Марина хотела овладеть этим ремеслом в совершенстве, тем более и образование позволяло: она окончила Ивановский техникум художественно-промышленного дизайна.
Работы Марины Мирошниченко я увидела на выставке «Народные умельцы» в Комсомольском ДК. Возможно, однажды и я возьму в руки кисти и краски…
Н. Осипова