Такое  напутствие  старших  товарищей  молодой боец Николай  Виноградов  накрепко  усвоил
vinogradov.jpg Мы приехали в село Октябрьский ранним утром. Несмотря на это, дверь дома, где живет участник Великой Отечественной войны Николай Александрович Виноградов,открылась сразу. Добродушно улыбающийся мужчина  без возраста пригласил в дом, извиняясь за небольшой  беспорядок: — Мы уборку затеяли… Пасха скоро.
Ветеран  живет с женой Евфалией Владимировной в Октябрьском уже давно.
—   Это была любовь с первого взгляда. Не верите? — улыбается хозяин квартиры. — А я как только ее увидел, то понял, что моя. Живем душа в душу: была бы любовь — все пережить можно. Ну и конечно, как учили родители, надо уважать друг друга и уметь уступать.
О родителях Николай Александрович говорит с особой интонацией. В семье было шестеро детей, жили небогато, но дружно. Николай был старшим. Делать приходилось все, даже то, что по возрасту было явно не по силам: и пахать, и сеять. Помнит ветеран, лошадей запрягал с трудом: ростом был мал.
Известие о начале войны пришло неожиданно. Отец ушел на фронт. Большая семья, и без того жившая небогато, лишилась кормильца.
— В нашей семье работали все. Все выращенное продавали, а деньги на фронт отправляли. Сами ели мороженую картошку, собранную весной на полях, пекли из нее «тошнотики».
Сразу после начала войны стали приходить извещения о гибели жителей. Не обошла беда стороной и семью Виноградовых: в 1942-ом похоронку получили на отца.
— Тяжелым морально было то время, — вздыхает Николай Александрович. — Семьи жили ожиданием вестей с фронта. Слезы, горе, боль…
Спустя год семнадцатилетнего мальчишку призвали на фронт в так называемый запасной полк действующей армии на пополнение дивизий. С большим уважением рассказывает ветеран о своих боевых товарищах:
— Я ведь совсем еще мальчишкой был. Но мужчины, что постарше, оберегали как собственных детей, учили, как правильно себя вести на войне. Первое правило: «Не бойся, не паникуй. Если видишь, упал снаряд, можешь становиться рядом с воронкой: в одно место дважды не ударит». И на нации мы не делились, неважно, кто ты — башкир, грузин, цыган, русский, важно, какой солдат…
Был у меня дружок Коля Образцов, на год старше меня. Парень был ранен, ему выбило зубы. Однажды это заметил приехавший по делам в часть генерал Иван Христофорович Баграмян и спросил его: «Парень, что-то ты больно медленно ешь». Тот ответил: «Товарищ генерал, у меня зубов нет. В бою потерял». Тогда генерал отдал приказ изыскать возможность вставить рядовому зубы. Спустя короткое время цыган Коля Образцов радовал друзей своей улыбкой.
Друзья бок о бок прошли войну, а вот в мирное время связь была утеряна.
— Молодые были, какие-то легкомысленные…
Самым страшным на войне были бомбежки. Но спасало только неугасимое желание  жить и невредимыми вернуться домой. Николай, как и другие бойцы, с нетерпением ждал весточек из родного края. Сам, когда была свободная минутка, писал письма домой, зная, как это важно для матери и младших братьев и сестер.
В памяти ветерана — солдатская жизнь под открытым небом. Было такое, что портянки к ногам примерзали, снимали и на сушку — на горячий артиллерийский ствол.
Конечно, уставшим от лишений солдатам трудно было держать себя в руках, когда во взятых городах врага видели полные полки магазинов. Даже предупреждения о возможном минировании не останавливали.
— Хорошо помню, как кончилась война, — продолжает ветеран, — Вот ликование-то было… Все патроны, какие только были в наличии, полетели в воздух. В соседних частях то и дело запускали ракеты. Все обнимались, целовались. Это был настоящий праздник — праздник Победы.
Для них, молодых защитников Отечества, в том далеком победном мае 45-го война не закончилась.
— Мы шли дальше, а враги, видимо, не знали, что войне конец, а может, просто мстили. Столько наших, безоружных и счастливых, что кончилась война, просто так полегло… — слезы блестят на глазах Николая Александровича. —  Мне повезло, я ни разу не был ранен.
Послевоенные годы тоже не были простыми. Когда спустя более шести лет он вернулся домой, на работу нигде не брали. Ведь и школу-то не окончил. Учился, окончил Вологодский техникум железнодорожного транспорта. Эта профессия и предопределила дальнейшую жизнь Николая Александровича. На протяжении двадцати лет в мирное время он работал мастером железнодорожных путей.
Женился, вырастил двоих детей, каждый раз с нетерпением ждет приезда внуков и правнуков. И заботы у него самые что ни на есть земные:
— Ванна прохудилась, хотя я ее заклеил. Титан старый, течет. Печку бы отремонтировать, а то дымит… А больше нам ничего не надо…
Н. Суздальцева

Комментарии закрыты.