Свои ответы дали предприниматели района
Рост цен на продовольственные товары фиксируется повсеместно и стал предметом мониторинга для власти, общества. ВПП «Единая Россия» запустила в действие партийный проект «Народный контроль». В разрезе муниципальных образований Ивановской области Комсомольский район не включен в список, где отмечены максимальные цены, хотя стоимость продовольственных товаров, как и везде, увеличилась. Можно ли в рамках муниципального образования принять действенные меры по стабилизации цен на продовольственном рынке? Этот вопрос в начале октября обсуждали в районной администрации.
Местное отделение ВПП «Единая Россия» пригласила к разговору и предпринимателей района. К сожалению, предложение приняли немногие. Только те, в чьих магазинах торговая надбавка на товары первой необходимости, а это 32 наименования, едва покрывают (и покрывают ли?) накладные расходы.
Надо отметить, что разговор вышел за рамки обозначенной темы. Предприниматели говорили о своих проблемах, планах, изменениях в законодательстве, касающихся торговой деятельности. Но это тема отдельного разговора.
В работе «круглого стола» приняли активное участие предприниматели Т.Б.Савельева, В.И.Степанова, М.В.Соловьева, А.Б. Кисляков, Е.Н.Бурлинова, а также начальник отдела экономики и предпринимательства администрации Комсомольского муниципального района Е.С.Синельникова, ведущий специалист отдела Н.В.Баличева, руководитель группы «Народного контроля» Н.В. Игнатова. Вела заседание руководитель исполнительного комитета МО ВПП «Единая Россия» Н.А.Вострикова.
Н.Вострикова:
— В районе местным отделением партии «Единая Россия» реализуется проект «Народный контроль».
Проект предусматривает защиту прав потребителей в обеспечении баланса интересов в цепочке «производитель-продавец-потребитель».
В городе и сельских поселениях созданы группы «Народного контроля», которые начали свою работу. Их задача состоит в изучении цен, качества обслуживания и санитарных условий в торговых предприятиях.
Е.Синельникова:
— На сегодняшний день вопрос ценообразования на основные продукты питания становится главным для всех уровней власти. Для контроля данной ситуации по поручению департамента экономического развития и торговли Ивановской области на территории района проводится еженедельный мониторинг отпускных и розничных цен, торговых надбавок на продукты первой необходимости. И у нас к вам, уважаемые предприниматели, убедительная просьба: изыскать все возможности по уменьшению торговых надбавок на продукты первой необходимости. Анализ полученных данных по мониторингу показывает разрыв торговых надбавок на одни и те же товары.
Н.Игнатова:
— «Народный контроль» побывал в шести городских магазинах, где стоимость ржаного хлеба фирмы «Риат» колеблется от 12,2 рубля до 13,0 рублей. Вес продукта, производитель одинаковые, а цена разная. Почему?
Е.Бурлинова:
— Хлебо-булочные изделия — батон «Подмосковный», хлеб «Дарницкий», булка «Городская»- поставляет индивидуальный предприниматель И.Л.Кассиров. Тем предпринимателям, которые реализуют еще и продукцию пекарни Майорова, скидки на хлебо-булочные изделия предпринимателем И.Л. Кассировым не предоставляются.
Н.Игнатова:
— Цена молока от «Иваньковских просторов» почти во всех магазинах, где был «Народный контроль», держится на одной отметке — 29 рублей за литр. А вот молоко Дмитровского молочного завода — емкость, жирность одни и те же — от 21 до 35 рублей. Поставщики разные?
Т.Савельева:
— Поставщик один — «Молочный мир». А вот условия продажи могут быть разными. Стоимость товара зависит и от такого фактора, сколько магазинов, торгующих одинаковым ассортиментом, находится в том или ином микрорайоне.
Так, где один магазин на всю улицу, и торговая надбавка может быть выше.
В.Степанова:
— Иногда покупателя трудно понять:вроде и товар дешевле, а он идет в соседний магазин, поскольку торговая точка на 50-100 метров ближе к его дому.
М.Соловьева:
— Что касается молочной продукции, то покупатель, по моим наблюдениям, берет качественный продукт, даже если стоимость его выше.
В.Степанова:
— Надо держать марку и местным производителям. Нередко сначала качество продукции не вызывает претензий, а впоследствии становится хуже.
М.Соловьева:
— Затраты на производство увеличиваются, а они закладываются в цену и имеют свойство расти. Чтобы стоимость не увеличивать, производителю по всей видимости, приходится использовать более дешевое сырье, что и приводит к ухудшению качества. Хорошая репутация денег стоит.
Вопрос:
— Увеличилась ли торговая надбавка за последние недели? Или рост стоимости идет от производителя?
Т.Савельева:
— Мы не увеличиваем торговую надбавку. Рост цен идет от производителя или поставщика-оптовика.
В.Степанова:
— Нам приходится даже снижать торговую надбавку: была15 процентов, сделали 12, чтобы цена товара оставалась прежней.
Е.Синельникова:
— В основном торговая надбавка в магазинах составляет 16-20 процентов, хотя есть и такие, где она на продовольственные товары первой необходимости 30 процентов.
В.Степанова:
— Непонятно, например, почему гречка в два раза поднялась в цене. Ведь спрос на нее невелик: мешок в 25 килограммов продаем месяц-полтора.
Слишком длинная цепочка от производителя к покупателю.
Может быть, мы в этой цепочке двадцатые. И у каждого — своя надбавка. Работая когда-то в торговой конторе, мы всегда стремились выйти на производителя, а теперь только на дилера.
Т.Савельева:
— У нас нет возможности выйти на производителя по крупам, муке, макаронным изделиям, так как мы все являемся мелкими потребителями. Оптовые предприятия закупают товар контейнерами, вагонами, а мы вынуждены приобретать продукцию у них… Где мы можем работать с производителями, мы работаем, например,с шуйскими, приволжскими и другими.
В.Степанова:
— Ведь своего мы почти ничего, кроме молока и сметаны, не производим в районе. Маленькое Лежнево имеет пельмени, котлеты .. Были и у нас когда-то хлеб, пряники, конфеты, лимонад …
М.Соловьева:
— Надо сказать и о том, что все мы товар берем под реализацию, то есть продал его, рассчитался. Стоимость товара под реализацию выше, чем за наличный расчет, на который у большинства нет оборотных средств.
Вопрос:
— Самые высокие цены отмечены в селах Подозерский, Октябрьский, деревнях. Почему?
Е.Бурлинова:
— У нас в деревне и коммунальные платежи, выше, чем в городе. Здесь за водоснабжение надо отдать , к примеру, две тысячи, а в деревне в два раза больше. Одна и та же скважина, одно и то же количество воды, одни и те затраты, но в городе есть потребители, а в селе их значительно меньше, отчего и тарифы в селе высокие. И все они в ценах на продовольственные товары.
Н.Вострикова: Подводя итоги «круглого стола», отмечу, что принято к сведению, что торговая надбавка на продукты первой необходимости в большинстве магазинов района минимальная, не увеличивается на протяжении последних месяцев. Мы не можем повлиять на ценообразование, однако «круглый стол» помог выяснить причины, влияющие на рост цен.
К сведению
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в области торговой деятельности проводится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, то правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.