Жителю села Писцово Александру Николаевичу Кондратьеву (на снимке) в далеком 1941 году хоть и было всего 9 лет, но он помнит все как вчера. И от внезапно нахлынувших воспоминаний украдкой утирает слезы…

— О том, что началась Великая Отечественная, мы с ребятами узнали в школе. Учитель прервал урок и сообщил: на нас напала фашистская Германия…

В детском возрасте все воспринимаешь с легким налетом романтизма, а для ребят война — это было что-то непонятное, но притягательное. Да и как же может быть иначе? Кто, если не они, должны Родину защищать? Потому все рвались на фронт.

Такого же мнения придерживался и мальчик Саша — житель деревни Анисимцево. Тем более, что его родной дед прошел Русско-японскую войну, а его дядя (родной брат матери) был призван в армию еще в 1940 году. Но, во-первых,  мальчишка был еще мал, во-вторых, инвалид детства по зрению.  Но он свой долг Отчизне отдал сполна -работал в тылу. семья жила бедно, мать работала на Писцовской фабрике, получала карточки, дед — в колхозе. Когда начал работать наравне со взрослыми, ветеран теперь уже и не помнит.

— В 10 лет я смело управлялся с лошадьми: пахал, возил. Тогда же начал доить коров, косить. Мы после школы шли в колхоз, навоз вывозили. Лентяев тогда не было, все старались работать лучше.

— Я  учебу забросил: некогда было книжки читать.

Несмотря на то, что шла война, учеба в Шатровской школе продолжалась. Учеников становилось все меньше: старшеклассники уходили на фронт. Многие дети перестали ходить на занятия: нужно было семье помогать.

— Занятия проходили при свете керосиновых ламп, бумаги не было  — писали на книгах.  Помню, дядя прислал мне посылку с тетрадками — вот радости — то было! Нам в то время мало что нужно было для счастья.

И даже в трудные минуты, по словам Александра Николаевича, народ не унывал. Дом его деда, где мальчишка рос, стоял у дороги, и каждый день с гармошкой и песнями мимо шли люди, провожающие своих близких на фронт.

Помнит, как приносили похоронки, как застывало сердце мальчонки, когда еще одна односельчанка заходилась в рыданиях.

— Помню, семья Петровых была в деревне, ну так вот только у них четверо ушли на фронт. Вернулся один. Другой наш сосед пришел без руки, но все равно был рад, что остался жив. Приходили ранеными, контуженными. Многие — не возвращались…

Пришло печальное известие и в их дом: пропал без вести дядя Саши. Но бабушка не смогла пережить потерю сына. А сын вернулся в родной дом после войны: оказалось, был в плену.

— Радости нашей не было предела, — вспоминает Александр Николаевич, — омрачало его возвращение только смерть бабушки.

Об окончании войны мальчишки узнали тоже в школе:

— Учителя сказали: «Война закончилась!» и отпустили нас домой. Помню, шли в деревню и кричали: «Ура, война закончилась!»

Дальнейшая жизнь Александра Николаевича связана с Писцовской фабрикой, где молодой человек работал электриком. Здесь он встретил свою судьбу.

Анастасия была родом из Калужской области. Деревню, в которой жила ее семья, захватили немцы. Один добрый человек шепнул девушке: завтра молодых погонят в Германию. Тогда большинство жителей ночью смогли уйти в лес. Немцы, обнаружив, что в деревне никого нет (а деревня была большая — сто домов) сожгли все дома. Анастасия приехала работать на Писцовскую фабрику, где она и познакомилась с будущим мужем.

Сегодня о войне Александр Николаевич рассказывает нечасто — трудные вспоминания. Но полученные тогда уроки усвоил на всю жизнь: ценить, то, что имеешь, уважать человеческий труд. У ветерана две дочери, он помогает воспитывать внуков. На судьбу не жалуется, хотя живет небогато в общежитии, где удобства — общие. И продолжает радоваться каждому новому дню. На 9 мая планирует пойти на сельский митинг, не забудет и фронтовые сто грамм. А еще, признался ветеран, приятно было накануне праздника получить поздравительное письмо от президента Медведева.

Н. Суздальцева

Комментарии закрыты.