8 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Сергей Сихайлович Люлин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза
По-своему неброско красивы окрестности маленькой деревни Куличиха, где родился и рос Сергей Люлин. Минутное дело добежать до берега реки Уводи, поросшей осокой. Рукой подать до грибных и ягодных мест. Как часто возвращался сюда издалека во сне, когда, окончив школу ФЗУ, работал токарем на заводе «Ивтекмаш».
В марте 1937 года Сергея Люлина призвали в ряды Красной Армии. К 1941 году он успешно овладел профессиями бортового стрелка-радиста и штурмана, окончив харьковскую военную авиационную школу летчиков.
К началу Великой Отечественной войны Сергей Люлин имел уже немалый боевой опыт: он участвовал в походах Красной Армии в Западную Украину, Западную Белоруссию и Молдавию, сражался против белофиннов. Тогда им было совершено около 60 боевых вылетов. Его грудь украшала медаль «За отвагу».
О лётном мастерстве, отваге и находчивости Сергея Люлина с восхищением вспоминают однополчане.
— В полку все знали случай, происшедший с Люлиным в боях под Ленинградом, — рассказывает его друг Курочкин. — Однажды он с командиром эскадрильи вылетел на разведку в глубокий тыл противника. При возвращении их самолёт на высоте 7000 метров атаковали два «Мессера». Люлин и стрелок — радист подбили одного стервятника. Второй же продолжал наседать. От его огня загорелся левый мотор бомбардировщика. Отражая атаки, Люлин и стрелок-радист израсходовали все боеприпасы.
Немецкий лётчик, догадавшись об этом, обнаглел. Он подлетел так близко, что можно было разглядеть его лицо. Быстрый в решениях, Люлин выхватил сигнальную ракетницу и выстрелил из неё в упор. Немец, оторопел, круто отвалил в сторону. А за этот момент командир эскадрильи и Люлин, пользуясь большой высотой, сумели сбить пламя с мотора и уйти от преследования.
Боевой друг вспоминает и о таком случае, характеризующем изобретательность Люлина. Как-то полк получил приказ уничтожить переправу противника. Попытки сделать это оказались безуспешными: точно сбрасываемые бомбы пробивали настил переправы и рвались на глубине реки, причиняя незначительные повреждения переправе. Тогда Люлин предложил сбрасывать бомбы, попарно связанные короткими отрезками металлического троса. Такие должны задерживаться на настиле. Так и сделали. После первого же налёта переправа была разбита.
Отвага и мужество Сергея Люлина, его заслуги в воспитании молодого пополнения 124-го Гвардейского Краснознамённого ордена Суворова полка были оценены по достоинству. К осени 1944 года он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, орденом Красной Звезды.
14 сентября 1944 года, во второй половине дня, был получен приказ: всем полком обрушить бомбовый удар по аэродрому Риги, где немцы сосредоточили большое количество самолётов, прикрывавших эвакуацию своих войск морем. Аэродром плотно оборонялся и с земли, и с воздуха. Задание было исключительно ответственным и трудным. Поэтому на старт было вынесено Гвардейское знамя части.
И вот пикирующие бомбардировщики в воздухе выстраиваются в колонну. В экипаже ведущего самолета — командир полка Николаев, штурман полка Люлин, стрелок- радист Мамченко. Для Люлина это был 168-й боевой вылет. Только пересекли линию фронта, как в районе Елгавы колонна самолётов оказалась в плотном огне вражеских зениток. Подполковник Николаев передал по радио приказ уклониться влево и выйти из зоны обстрела. Затем колонну дважды атаковали «Мессеры». Но истребители прикрытия их отогнали. Вот и залив, устье реки Лиелупе, город Рига с портом. С земли, с военных судов заполыхали залпы зениток, преграждая путь советским пилотам к цели. Огонь зенитной артиллерии распространялся на несколько ярусов, одновременно в воздухе рвалось до 400 снарядов! Неся потери, полковая колонна упорно продолжала полёт к цели.
Тогда на колонну ринулось до 60 вражеских истребителей. В воздухе завязался ожесточённый бой. То советский, то немецкий самолёты выходили из строя… Цель близка. Оставшиеся в колонне бомбардировщики легли на боевой курс. Связанные маневром, они организованно отстреливались от прорывавшихся к ним вражеских истребителей. На флагманской машине задымился подбитый мотор. Истребитель со свастикой пошёл на следующий заход. Но встреченный метким огнём пулемётов Люлина и Мамченко, вспыхнул и камнем рухнул вниз.
На флагманском самолёте задымился второй мотор. Николаев, не выпуская штурвала, протянул руку Люлину. Тот крепко пожал её, понимающе кивнул головой: за нами полк, наши действия — пример для остальных. Объятая пламенем флагманская машина строго выдерживала боевой курс.
В прицеле показалось поле вражеского аэродрома, замелькали стоявшие самолёты, постройки. На них и обрушил свой смертоносный груз экипаж флагмана полка, а вслед за ним — остальные экипажи. Теперь — правый разворот, резкое снижение: может, удастся сбить пламя… Но нет, оно полыхает всё жарче, самолёт уже не подчиняется воле смельчаков. Вот он резко накренился и вошёл в отвесное пикирование, с каждой секундой неотвратимо приближаясь к земле…
Так оборвалась жизнь Сергея Михайловича Люлина, замечательного человека, отважного воздушного бойца.
18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, С.М.Люлин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями. В родной деревне установлен обелиск, имя Героя носят улицы в городе Комсомольск и в городе Иваново. Его имя присвоено профессиональному училищу №2 в г.Иваново, которое он окончил.
к сведению
Воинское братское кладбище в поселке Тирайне, Рижский район (Латвия)
Братское кладбище расположено в 10 метрах справа от дороги (направление на Ригу). Состояние кладбища хорошее. На братском кладбище похоронено 42 воина, погибших в 1944 году. Известны имена 40 воинов. Среди них находится надгробный памятник Герою Советского Союза, капитану Сергею Михайловичу Люлину (17.9.1915 — 14.9.1944).