Прыжки с трамплина, предельные скорости и клубы пыли — стиль для гонщиков, приехавших 10 мая в Комсомольск. Они пощекотали нервы как себе, так и зрителям.Комсомольск. Май. Мотокросс-2014. Для нашего городка праздник моторов и экстрима стал традицией и посвящен памяти участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Вениамина Зайцева. Символично, проводился он 10 мая, сразу после Дня Победы. Один из гонщиков на построение даже вышел в солдатской пилотке.
Вся соль – в трассе
Главной изюминкой соревнований стала обновленная трасса. Из зимней усилиями организаторов она превратилась в летнюю. В этот раз мотоциклисты гоняли и летали не по снегу, а по песку.
-Трамплин увеличили, отсыпали песком всю трассу, сделали ограждения и переход – для того, чтобы зрители не ходили по трассе, — говорит Владимир Клюев, организатор мотокросса, мотогонщик.
А для чего вам это нужно? Столько сил, времени, денег тратите… — спрашиваю я.
— Этого не объяснить словами, это уже в крови. Я удовольствие получаю от того, что соревнования посетило столько народу. Нечасты в Комсомольске такие яркие спортивные события.
Новую профессиональную трассу отметили и спортсмены, и главный судья соревнований, сам в прошлом гонщик со стажем.
— Молодцы организаторы Владимир Клюев и его помощники. Это очень большой труд, трасса на сегодня просто отличная. Немножко бы хотелось ее удлинить. Уровень соревнований — серьезный. Приехали гонщики из многих регионов, которые выступают на крупных соревнованиях. Есть чемпионы России, чемпионы Европы, мастера спорта и кандидаты, — отмечает Александр Задоров, главный судья мотокросса.
С ним солидарен Максим Комлев, мотогонщик из Подольска Московской области:
- На трассе много новых элементов, которых я раньше не встречал. Организация хорошая, главное. Не пыльно, не грязно, классно. Редко такое бывает сейчас.
Еще один важный штрих серьезных соревнований – наполнение мотогородка. Сегодня здесь было все: патруль полиции, биотуалеты, палатки с едой и мотопринадлежностями.
Спорт затратный и заразный
Полторы сотни участников. География: от Иванова до Татарстана. Возраст: от пяти лет и старше. Небывалое для соревнований число категорий выступающих: девять — по два заезда для каждого класса.
Первыми в бой вступили самые маленькие гонщики — на технике в 50 и 65 кубов. Стоимость таких мото, жалуются взрослые, от 150 тысяч рублей. А потому выступающих гораздо меньше, чем желающих.
Олег Тулупов, тренер, город Кинешма:
- Мы участвуем в детском мотокроссе. Нашему участнику в классе 65 еще только 7 лет, хотя класс официально открыт с 8. Техника вся приобретается за счет родителей. Наши дети хотят кататься, мы им пытаемся помочь. Жаль, от государства никакой поддержки.
Соревнования в Комсомольске по традиции собрали как гонщиков начинающих, так и титулованных. Звезды двух подростковых заездов – двукратный чемпион России Максим Краев, его друг и тезка ивановец Максим Касаткин. Он выиграл этап чемпионата Европы. Для этого занимается каждый день, до седьмого пота. И даже на тренировках у мальчишки есть стимул прийти первым.
— На тренировках у нас есть «призы»: отжиманиями. Кто первый приедет, отжимается всего 10 раз, второй — 20 раз, третий — 30 и так далее, последний — 100 раз, - улыбается Максим Касаткин, мотогонщик из города Иваново.
Опытных гонщиков видно по стилю вождения и клубам поднятой пыли. Скорость — под 80 километров в час. По воздуху пролетают по 30 метров. На трамплине укладывают мотоцикл на бок. В повороты входят по грамотной траектории. Так экономят драгоценные секунды. За соблюдением правил строго следит главный судья соревнований. Черный флаг, штрафное время или даже дисквалификация — за фальстарт или срезку трассы.
Пенсионер и гонщик Червяков
Для «самых опытных», ветеранов, было организовано два заезда: для тех, кому от сорока до пятидесяти, и для тех, кому за пятьдесят. Комсомольчанин Евгений Червяков начинал гонять на мотоцикле на пару с Владимиром Клюевым. Он еще застал те времена, когда чехословацкие мотоциклы перспективным спортсменам выдавали в спортивно-техническом клубе ДОСААФ бесплатно: только тренируйся, выступай и занимай места. С тех пор времени прошло много, а Евгений по-прежнему на железном коне. Рядом – в тылу и на трассе – самые близкие: супруга и сын. Он, кстати, не пошел по стопам отца, увлекается футболом.
- Мотоциклами просто нужно заболеть. В 15 лет я начал ездить на нем, и вот я уже на пенсии, а до сих пор катаюсь. Тяжелее, конечно, стало. Ведь при езде все мышцы работают. Нужно же «читать» трассу, определиться: если кочка, газу поддать, перелететь ее, — утверждает Евгений Червяков, мотогонщик из Комсомольска.
Призы и кубки от спонсоров
Последними опять же по традиции на трассу вышли «колясочники». Лучшими по итогам двух заездов стали гонщики из Шуи. Экипаж из водителя и «штурмана» – представителей двух поколений. С «Зарей» они поделились секретом успеха.
Алексей Васильев и Вячеслав Козлов:
- Секрет – в доверии к друг другу. Ну и, соответственно, практика, навыки, тренировки, время. Мы — как отец с сыном. Ну, я, как старший, помогу, подскажу, чтоб все правильно было. В поворотах надо делать оттяжки. А по прямой не надо сидеть, надо стоять, «ловить» мотоцикл и газ держать. Чувствуем друг друга, делаем все вместе, по отдельности ничего не получится.
Тройка лидеров каждого заезда получила призы от организаторов соревнований. Кубки и планшеты — за «золото», фотоаппараты — за «серебро», электронные фоторамки — за «бронзу» вручали генеральный директор УК «ОПЭК» Евгений Штыков и Владимир Клюев, который ко всему прочему в очередной раз доказал свое мастерство, став вторым в заезде ветеранов.
Д.Николаева
Фото Сергея Филимонова и Олега Бахтина