Владимир Андреянов

Живут в старинном селе Писцово мастера.

Топорная работа. Так принято говорить о грубой, небрежной, спустя рукава работе. Но самоучка из Писцова – Владимир Николаевич Андреянов (на снимке) ­ — доказал обратное: своим топориком он делает почти ювелирные вещи, возрождая многими позабытые традиции, быт наших дедов и прадедов.

Любовь к дереву от прадедов

Старинное здание Писцовской детской школы искусств. Из-­за одной двери доносятся песни, из-­за другой – девичий смех, из­-за третьей – стук топора. В своем кабинете на глазах своих учеников творит Владимир Андреянов. Сегодня не просто урок, его мастер­-класс. Буквально за полчаса из баклуши рождается ложка.
Лихо отсекает от бревна лишнее, вот и готов черпачок. Ложкорезом вытачивает лунку, ножом доводит изделие до совершенства. Готовая ложка сушится в печи или духовке, чтобы убрать влагу. После этого ее пропитывают вареным льняным или оливковым маслом, дабы служила утварь своим хозяевам верой и правдой долгие годы.

­- Откуда любовь? Мне так думается, это корни, от родителей. Дед был плотником, отец был плотником. По материнской линии дед был столяром. В детстве фильм любил «Малахитовая шкатулка». Мне хотелось сделать цветок, как у хозяйки Медной горы. Но, понятно, что камня здесь нет. Так я мальчишкой простым ножом пытался сделать красивый цветок, ­ — рассказывает Андреянов.

Урок мастерства и истории

Владимир – коренной писцовчанин. Окончил школу, несколько месяцев работал помощником мастера на местной фабрике, учился колотить табуретки. Затем армия и учеба в Ивановском художественном училище. Вернулся на малую родину, и вот уже три десятка лет преподает рисование и резьбу по дереву. Каждый свой шаг Владимир Николаевич сопровождает присказкой. Таким образом знакомит учеников с русской историей. Говорит, ложки мужики делали в основном зимой, когда не нужно было землю пахать. С годами приноровились вырубать изделие на глаз.

­ — Мне как художнику очень интересна история. Что­-то почерпнул в училище, что­-то прочитал в Интернете, что­-то узнал от родителей, от старожил, пожилых селян, — ­ рассказывает Владимир Николаевич. – Жалко только, что мужчины разъезжаются из села. Почти и не осталось, кто мог бы заниматься резьбой по дереву. Когда я был помоложе, в конце прошлого столетия, мастеров было очень много. Ложки не делали, но мебель, оконные наличники – загляденье.

Владимир Андреянов с учениками

ученик

Хобби в помощь семье

Как рассказывает мастер, в его доме много самодельного: табуреты, стулья, кровати, книжные шкафы, полки. Своими руками и баню строил, и крышу ладил. Его увлечение особенно по душе жене и детям: дочери и сыну, который, кстати, тоже продолжил дело отца.

­- Когда дети были маленькие, мастерил им игрушки. Вот деревянный Буратино жив до сих пор. Он двигается: на болтиках. Помню случай, дочка сломала куклу, очень переживала, плакала. Мне пришлось смастерить для куклы новую ногу, деревянную, чтобы дочка успокоилась, ­ — вспоминает Владимир Николаевич. – А начиналось все с домашней утвари. Хотелось помочь супруге в быту. Выточил широкую ложку, при готовке корма скотине используется. Длинная ложка – для приготовления варенья. Лопаточка, чтобы картошку на сковороде жарить. Расписные ковши – для муки, сахара.

Сама школа ­- словно музей

Сама школа искусств – словно музей автора. Большое деревянное панно в коридоре, а на столах – токарные работы, ладья с двумя морскими коньками, ваза, выточенная из цельного куска осины, маленькие деревянные фигурки: Чарли Чаплин, бременские музыканты. На особом месте – статуэтки ­ — весь преподавательский коллектив ДШИ: директор, преподаватели и сам творец.

­- Хранится у меня также вот эта ложка, — ­ Владимир Андреянов держит в руках потрепанную временем утварь. – По ней я учился азам мастерства. Ее я нашел, когда покупали в деревне заброшенный дом. Посмотрите, какая она.

Сразу понятно, что делали опытные ложечники.
Смотрю на эти творения, в голове рождается вопрос: «Сами­-то какими приборами едите?!».

­- К сожалению, простыми, металлическими, ­ — не юлит мастер. – Сейчас лаки выпускают ненатуральные. Ели мы с семьей самодельными ложками, привкус остается неприятный. Но все равно страсть к деревянным изделиям остается. Для меня это творчество. Ведь у меня нет одинаковых предметов. Сделал одно, хочется чего-­то новенького.

От поколения поколению

Закончив мастер­-класс, Владимир Николаевич обходит каждого ученика. Один – вырезает разделочную доску, другой – ложку. Как например, Антон Михеев.

­- Потихоньку работаю, ­ — корпит над ложкой мальчик. – Не больно пока получается. Сделаю вот, домой отнесу. Подарю маме или бабушке.

А вот Карина Коноплева родителей уже радовала своим творчеством. Из дерева выточила сову и подсвечник:
­- Родители оценили. Сперва удивились, как это девочка может заниматься резьбой по дереву. А у меня неплохо получается, им нравится. Сюда я попала случайно. Заглянули с подругой, идет занятие, нас пригласили, мы согласились, так и затянуло.
Михаил Ковальский, хоть уже не ученик ДШИ, но, когда есть время, не пропускает занятия.

— Сейчас я делаю ослика. Очень интересная форма получается. Кто­-то из бывших учеников начал работу, но не успел завершить. За это взялся я.

Когда ученики ­ преподаватели

Писцово – удивительно творческое место. Юлия Воробьева  – ученица Владимира Николаевича. Теперь сама преподаватель уже как 10 лет. У нее двое детей. Юлия – родом из Писцова, училась в Ивановском художественном училище имени Малютина по специальности – дизайнер­-график. Вернулась в Писцово, закончив еще и Шуйский пединститут. Ее профиль ­ — живопись, лепка, рисунок, композиция. Сегодня мы застали ее и воспитанников за лепкой из пластилина. Только это отнюдь не детские поделки, это объемные репродукции классиков.

­— Мы решили заняться этой техникой, получилось неплохо. Это непросто. Пластилин помогает художникам изучать объемы. Это оттачивание разных техник: барельеф, рельеф и живопись.

Юлия Воробьева с учениками

картина

И театр кукол

В ДШИ – два основных профиля. Художественное творчество и музыкальное мастерство: пианино, аккордеон, баян, гитара. Еще одна изюминка – кукольный театр.

­- Я во время учебы в художественной школе, занималась в кукольном театре, ­ — рассказывает директор ДШИ Галина Фролова. – Вернувшись в Писцово, грезила о куклах. Первых сшила сама, потом дети подтянулись.

куклы

кукля для театра

Артисты могут гордиться тремя спектаклями. Первый «Вот стоит село Писцово» . Повесть в стихах местной поэтессы Зои Абакумовой. С этой постановкой сельские актеры заняли первое место на конкурсе в области. Ставили пасхальные, новогодние сказки. Очередная работа ­ — о рыбном царстве, где добро побеждает зло.

Д.НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.