2

Школьных, пусть и пятерочных, знаний физики недостаточно. Но попробуем разобраться. Говорят все, что нет у нас заводов и фабрик, одни торговые центры. Мол, в наше время выгоднее продавать, чем создавать. Одно из крупнейших производств в нашем районе – ООО НПП «Спецэлектромагнит». Мы провели целый день в компании, узнали, как жить в столь непростых экономических условиях, как с нуля изготовить электромагнит, а еще познакомились с коллективом. Он оказался весьма творческим.

Бизнес семейный

Электромагнит. Наверное, мужчины знают, что это такое. Слабый пол в этом вопросе, уверена, не очень разбирается. Рабочие по­-простому объясняют: электромагнит состоит из катушки и «якоря». Это своего рода сердце, которое приводит в движение различные механизмы.

После ликбеза ­ — в путь!

По предприятию нас сопровождает  один из руководителей Ярослав Казаков. Бизнес семейный. Основатели — ­ Юрий Казаков и Сергей Андреев. Теперь компанией заправляют их сыновья — ­ Ярослав и Антон.

«Нулевой километр» — ­ склад с сырьем, где необходимые по размеру и сорту стальные валы и трубы, которые поступают сюда с металлургических комбинатов.  Дальше их режут на заготовки, способы различные, почти всё делают машины под контролем специалистов.

Ну, а мы тем временем переходим на следующий участок — намотки и изолирования катушек. Здесь рядом друг с другом стоят старые машины и современные станки с ЧПУ ­ — аналог швейцарского оборудования, а производство ­ — отечественное. У каждого своя специфика, а цель одна: эмальпровод, который поступает большими катушками, наматывается на каркас размером со спичечный коробок: для получения основы магнита. Тут чисто женское царство. Текучки кадров нет, работницы трудятся здесь десятки лет. А потому есть что с чем сравнивать. Говорят, на новых станках в разы быстрее все получается.

Здесь же идет и процесс изолировки. Ручной труд. На готовые катушки наматывают стеклоленту, чтобы не возникало замыканий на корпусе. Еще один уровень изоляции — пропитка лаком. Итальянским. Он  проникает глубоко и даже сушится не в особой печи, а на свежем воздухе. Ну, свежим этот воздух назовет разве что пропитчик Роман Смирнов. На предприятии он работает четыре года.

­ — Дышится здесь нормально, вытяжка работает хорошо, ­ — говорит Роман. ­ — А для работы с резко пахнущими материалами есть респиратор.

Передовик производства

Большой цех со станками. Токарной работы много, загруженность ­ — 150 процентов, а потому предприятие берет в лизинг все новое и новое оборудование, которое ускоряет и упрощает процесс в разы.

Был вал ­ — стала деталь. Работнику в общем-­то остается только контролировать, как станок разрезает и вытачивает необходимые формы.

­- Раньше мы все вручную крутили, ­ — говорят работники. ­ — И успевали 100 деталей в день изготовить, теперь — ­ 500. По сути только кнопки нажимаем. Но этому надо выучиться.

Самый грамотный здесь ­ — наладчик Михаил Голубев (на снимке). На предприятии он 12 лет, семь из них работает на новом оборудовании. Начинал с токаря, затем освоил станки с числовым программным управлением, выучился на наладчика, теперь он — ­ бригадир смены.

­- Работа интересная, ­ — говорит Михаил. ­ — Производительность у нас высокая, магниты выпускаем самые разные. В общем, фантазия и творчество ­ — каждый день.  Старые станки мы тоже бережем, какие-­то детали только на них можем выточить.

Михаил — ­ передовик, его руководство хвалит. Все у Михаила ладится и спорится. Каждый станок знает от и до, каждый винтик. Настраивает их и следит вместе с ОТК за качеством изготавливаемых деталей.

­- Каждому человеку что-­то дано, значит мое место здесь, мне это дано, ­ — скромно улыбаясь, говорит Михаил. ­ — Я не скрываю, от меня многое  зависит. Но я стараюсь, и у меня получается. Я занимаюсь важным делом. Мы выпускаем магниты ­ маленькие винтики, которые заставляют работать большую машину.

Михаил говорит, смог раскрыть секрет успеха: работа ­ — в радость, в семье ­ — любовь и достаток. Жена Михаила работает на этом же предприятии намотчицей, у них две дочки.

От проекта до ОТК

Пока одни режут и вытачивают, в техотделе проектируют новые образцы. Чертежи делаются на компьютере. Между собой инженеры, кажется, говорят на каком­то своем языке, используя трудно произносимые аббревиатуры. Работают под заказ, проектируют любую модель, бывают они маленькие, а бывают по 40-60 килограммов. Где только магниты не используются! На комбайнах, в машиностроении, эскалаторах, системах модульного пожаротушения и даже на подводных лодках…

Для последних к магнитам предъявляются особые требования: они должны быть с высокой степенью защиты от воздействия внешних факторов, в том числе морской воды. Их изготовлением строго по проекту прямо на наших глазах занимается Александр Диков (на снимке). Говорит и показывает:

­- Магнит полностью герметичен, делается из нержавейки. Здесь сложнее сборка, заливка специальная, есть термодатчик. Будем испытывать на глубине в восемь метров, только потом можно ставить на подводную лодку. Это достаточно новая продукция. Мы делали пробные партии, а это первая промышленная.

7

А недавно предприятие занялось и сборкой гидрораспределителей. Новый вид продукции ­ — не просто комплектующее, а уже готовое изделие, необходимое для управления гидравликой. Ни один образец не остается без внимания и проверки.

Начальник ОТК Любовь Юрьева (на снимке) знакомит со  спецификой работы, которую ее подчиненные выполняют изо дня в день:

­- Вот так мы проверяем работоспособность: подаем напряжение и груз, магнит поднимает его на определенную высоту. Если этого не происходит, проводим корректирующие работы. Но ошибки бывают крайне редко. 

10

Современное оборудование удешевляет процесс

Заходим на участок гальванических покрытий. Он больше похож на химлабораторию. Кто б вы думали всем заведует? Женщина. Наталья Гришина, гальваник третьего разряда:

­- В гальванике я два с половиной года, до этого работала на токарном станке. Здесь мне нравится сам процесс, красиво. Через десять минут достанем детали, покажем, как они превращаются из обычных серых неприглядных железяк в «позолоченные» вещи. А по образованию я педагог. Но никогда не поздно сменить род деятельности, тем более столько литературы в помощь.

3

В помощниках — ­ Анатолий Коканов. Полгода назад прошел обучение, получил разряд и уже числится в ответственных квалифицированных работниках.

4

Работа здесь серьезная. Наносится специальное покрытие, производится цинкование, никелирование, анодирование, фосфатирование, обезжиривание… Недавно «Спецэлектромагнит»  купил дорогостоящее оборудование: химия теперь наносится в автоматическом режиме, что значительно экономит электроэнергию. Процесс удешевился, а производительность увеличилась.

Заводской художник

Но не магнитами едиными живут предприятие и его работники. Когда душа просит творчества, всегда найдется свободное от производства время. Нельзя не обратить внимания, стены в некоторых цехах и столовой расписаны. На рисунках — ­ трогающие душу пейзажи: речка в тумане, березки, закаты и восходы. Принадлежат они кисти Анатолия Прокофьева (на снимке).  Автор (он уже ушел на заслуженный отдых) знакомит со своей «галереей».

6

Зал первый – комната приема пищи.

­-  Два года назад я приступил к росписи этого помещения. Руководство одобрило: мол, уйдешь на пенсию, а память о тебе останется. Одну картину писал около восьми часов. То в обеденный перерыв, то в выходные приходил. Рисую   для души, а работы мои  людей радуют. Когда  ремонт здесь сделали, получились голые стены, ну, как в казематах. А  теперь  красиво. Работаешь, устанешь, сюда придешь ­ — расслабляешься, аппетит сразу появляется, ­ — смеется художник.

Родные пейзажи — и в заточной, и в слесарной, и в гальваническом цехе.

­- Рисую я с пятого класса, начинал со стенгазет. С тех пор и просит душа. А у коллег, надеюсь, производительность труда увеличилась, ­ — говорит Анатолий.

11

 

О перспективах

Жизнь предприятия — что жизнь человека: с радостями и трудностями, победами и бедами, взлетами и падениями. Времена непростые сейчас для любого производства. Но рынки сбыта «Спецэлектромагнит» сохраняет. Поставляет продукцию во все отрасли промышленности: пищевую, военную, текстильную, медицину, сельское хозяйство по всей России и в страны Таможенного союза.

­- Модернизация на предприятии — процесс, который подсказывает сама жизнь, ­ — поясняет Ярослав Казаков. ­ — Наша задача — конкурентная цена с Китаем, качество по доступной стоимости. Закупка нового оборудования — очень дорогое удовольствие. Особенно в последние два года, когда цены выросли вдвое.  Например, один современный станок стоит пять миллионов рублей. Мы приобретаем технику в лизинг. Поддержку оказывал департамент экономического развития Ивановской области, возмещая 80 процентов первоначального взноса по лизингу, но не более одного миллиона.

За это согласно условиям программы предприятие обязуется каждый квартал отчитываться, что не сокращает число работающих и продолжает развиваться.

­- Мы все требования выполняем: организовали новые рабочие места, приобретаем технику, ­ — продолжает руководитель. ­ — Буквально неделю назад был подписан договор и совершена предоплата на поставку еще одного токарного центра американской фирмы HAAS. Прибытие оборудования из­-за океана ожидается в декабре этого года.  Планов много. Сейчас делаем ставку на гидравлику. Готовое изделие куда выгоднее продавать, чем комплектующие.

Д.Филимонова

Фото автора

5

 

8

 

9

 

1Роман Смирнов работает по особой технологии

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.