5 октября 1930 года вошел в строй турбогенератор мощностью 3 тысячи киловатт.

5 октября отмечается  86 лет со дня  рождения ИвГРЭС, которая  является одной из 20 тепловых электростанций, намеченных к сооружению по Государственному плану электрификации России (ГОЭЛРО).  Она было пятой по счету в плане ГОЭЛРО.  ИвГРЭС дала начало городу Комсомольску, который вырос из поселка энергетиков рядом со станцией на месте небольшого села Миловское (на снимке).

В  зале  трудовой и боевой славы истории города Комсомольска хранится юбилейный номер газеты «Завет  Ильича»  от  8  октября 1955 года партийной организации КПСС, завкома и дирекции ордена Трудового Красного Знамени ИвГРЭС, посвященный 25­-летию строительства станции. Этот номер бережно сохранился в семье первостроителя ИвГРЭС Ивана Михайловича Панова, всю жизнь работавшего на станции, награжденного за свой труд орденом Ленина, медалью «За трудовую доблесть».Теперь газета нашла достойное место в фонде зала и может много рассказать ныне живущим комсомольчанам о подвиге наших дедов и отцов, построивших станцию и город Комсомольск.

Машинист электровоза А. Лисин вспоминает, как в 1926 году по всему Миловскому сельсовету распространился слух, что замышляется строительство электростанции, как приехала партия людей, которая искала место для ее строительства. Среди непроходимого болота был воткнут шест с красным флагом, который обозначал, что на этом месте будет заложено главное здание. А затем закипела работа.  Тысячи людей рыли котлован для станции вручную, землю вывозили на тачках.

Перед пробным пуском электростанции возник вопрос, как подавать топливо в котельную? Было решено сделать временную эстакаду, где Лисину пришлось работать мотористом лебедки. Когда была построена постоянная эстакада, то ввиду отсутствия электровозов первое время вагоны с торфом тянули тросом наверх две лебедки. В случае же аварии торф корзинками передавался по людскому конвейеру  прямо в топки котлов.  В 1931 году Лисин окончил курсы машинистов электровозов, в 1938 году за хорошую работу получил премию, а в 1952 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Мастер механического цеха К. Голубев с гордостью говорит: «Я строил ИвГРЭС» ­ — и вспоминает, как шестнадцатилетним юношей в июне 1928 года пришёл на стройку Ивановской ГРЭС, где его оформили учеником арматурщика. Работать пришлось на различных участках стройки в  бригаде, состоящей из 35 человек.

Маляр ремонтно­-строительного цеха В. Волков вспоминает  временную силовую станцию, где электроэнергия вырабатывалась паровозом, снятым с колес; как разжигали первый котел, пускали первую турбину; какими техническими средствами строилась ИвГРЭС: тогда еще не было на стройке бульдозеров, экскаваторов, тракторов. День и ночь гремели бетономешалки, стучали топоры, шумели пилы. Тысячи землекопов работали на прокладке подводящего и отводящего каналов для электростанции. Расширялась река Ухтохма. Работали лопатами, а землю отвозили на деревянных тачках,  единственным транспортом были лошади с повозками.

О том, как любили и гордились первостроители своим детищем, говорят строки из гимна  ивгрэсовцев,  написанного В.Волковым:

Всем со всех концов далеко

Виден мощный Геркулес,

Это гордость Комсомольска,

Это станция ИвГРЭС.

С каждым днем все выше поднималось здание ИвГРЭС. В 1929 году начался монтаж основного оборудования ­ — котлов, турбин, электроузлов. Встал вопрос о кадрах, о тех, кто будет эксплуатировать оборудование. Специалистов пришлось готовить на месте. Парни, пришедшие из окрестных деревень, жадно тянулись к знаниям. Но многие из них были малограмотны. При ИвГРЭС организовали общеобразовательные трехмесячные курсы для рабочих. Всем по окончании выдавались удостоверения. Получить такую «грамоту», считалось большой заслугой.

Иван Михайлович Панов,  пришедший на строительство станции в 1929 году восемнадцатилетним парнем, вспоминал:

­- Будучи курсантами мы ходили на практику в турбинный цех. Там в это время англичане монтировали турбины. Смотришь, сидит на разъеме цилиндра толстый дядя, замеряет зазоры проточной части турбины и показатели записывает в блокнот. Попытаешься заглянуть в записи, а он закроет блокнот и уйдет. Не открывали они нам секретов. А своих­-то специалистов у нас тогда почти не было. Директором станции и то был простой рабочий  Александр Акимович Белов. Начальники смен -­ мастера­-практики. После окончания курсов мы встали к штурвалам турбин. Первое время прямо оторопь брала и великая гордость рождалась. Давно ли, думали, тележного скрипу боялись, а теперь такими механизмами управляем…

5 октября 1930 года вошел в строй турбогенератор мощностью 3 тысячи киловатт. С этого дня Ивановская ГРЭС вступила в число действующих электростанций страны.

 Т. Сергеева

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.