В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года.
Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги.
Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО». С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку.
Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Немцев.
- Нужно ли проводить собрание в многоквартирном доме и принимать решение для того, чтобы договор на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?
- По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в многоквартирном доме хотят заключить прямые договоры с регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном доме.
- Если договоры не будут заключены, жители не обязаны платить?
- Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Основанием для оплаты служит подписанный с региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.
- Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?
- В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.
- Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?
- Можно выделить три основных фактора. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления регоператора эту плату вносили только юридические лица.
Во-вторых, региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы регоператора добавится еще 18% НДС.
Третий фактор, это сбытовая надбавка регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.
О росте тарифа известно и в правительстве Ивановской области, и в правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.
- Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?
- Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.
- Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.
- За содержание контейнерной площадки отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена (УК, ТСЖ или муниципалитет). Федеральная антимонопольная служба своим письмом в региональные службы по тарифам уточнила, что расходы на содержание контейнерных площадок не могут учитываться при утверждении единого тарифа регоператора по обращению с ТКО.
- В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?
- Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.
Что изменится с началом работы регионального оператора?
Ещё в конце 2014 года президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень: сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами, региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами.
Было
|
Стало
|
На территории сразу 8 муниципальных районов области местные свалки отходов закрыты по решению суда. Эти объекты не соответствовали требованиям природоохранного законодательства: под свалки отводились выработанные карьеры без всяких проектных и изыскательских работ, свалки размещались на территории населенных пунктов и даже в гослесфонде. Не секрет, что жители и предприятия районов, где были закрыты свалки, продолжают ими пользоваться, ведь другого способа избавиться от отходов они не имеют. Все эти объекты не контролируются надзорными органами, не обслуживаются специализированными предприятиями, а ведь они наносят очень серьезный вред окружающей среде и здоровью человека — горят, загрязняют воздух, почву и грунтовые воды.
|
Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов. Если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов – полигонам. Расстояния эти подчас очень большие.
|
Охват договорными отношениями по вывозу отходов жителей частного сектора и многоквартирных домов при непосредственной форме управления в Ивановской области составляет 20-25%.
Кроме того, большая доля предприятий и индивидуальных предпринимателей уклоняется от заключения договора на вывоз отходов. |
Задача регоператора – обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области. Многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой. На плечи регоператора ложатся проблемы обеспечения вывоза отходов частного сектора: приобретение контейнеров, пакетов для сбора отходов. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.
|
До настоящего времени государство контролировало только тарифы полигонов.
|
С введением института регоператора под контроль государства попадает тарифообразование всей цепочки обращения с отходами: департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердит и тарифы полигонов, и единый тариф регоператора, в который входят затраты на вывоз отходов и сбытовая надбавка регоператора.
|