В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года.

Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги.

Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО». С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку.

Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Немцев.

­- Нужно ли проводить собрание в многоквартирном доме и принимать решение для того, чтобы договор на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?

­- По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между  региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в многоквартирном доме хотят заключить прямые договоры с регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном доме.

­- Если договоры не будут заключены, жители не обязаны платить?

­- Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Основанием для оплаты служит подписанный с региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

­- Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

­- В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

­- Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

­- Можно выделить три основных фактора. Во­-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления регоператора эту плату вносили только юридические лица.

Во-­вторых, региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы регоператора добавится еще 18% НДС.

Третий фактор, это сбытовая надбавка регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в правительстве Ивановской области, и в правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя  правительства  Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве  страны  обсуждается  вопрос  о снижении  размера  платы за негативное воздействие  на  окружающую  среду  и  о предоставлении регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

­- Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?

­- Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.

­- Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.

­- За содержание контейнерной площадки отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена (УК, ТСЖ или муниципалитет). Федеральная антимонопольная служба своим письмом в региональные службы по тарифам уточнила, что расходы на содержание контейнерных площадок не могут учитываться при утверждении единого тарифа регоператора по обращению с ТКО.

­- В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то  регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?

­- Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением  правительства  Российской Федерации от 12 ноября 2016 года  №1156.

 

Что изменится с началом работы регионального оператора?

Ещё в конце 2014 года президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень:  сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами,  региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами.

Было

 

Стало

 

На территории сразу 8 муниципальных районов области местные свалки отходов закрыты по решению суда. Эти объекты не соответствовали требованиям природоохранного законодательства: под свалки отводились выработанные карьеры без всяких проектных и изыскательских работ, свалки размещались на территории населенных пунктов и даже в гослесфонде. Не секрет, что жители и предприятия районов, где были закрыты свалки, продолжают ими пользоваться, ведь другого способа избавиться от отходов они не имеют. Все эти объекты не контролируются надзорными органами, не обслуживаются специализированными предприятиями, а ведь они наносят очень серьезный вред окружающей среде и здоровью человека — ­ горят, загрязняют воздух, почву и грунтовые воды.

 

Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов. Если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов – полигонам. Расстояния эти подчас очень большие.

 

Охват договорными отношениями по вывозу отходов жителей частного сектора и многоквартирных домов при непосредственной форме управления в Ивановской области составляет 20­-25%.

Кроме того, большая доля предприятий и индивидуальных предпринимателей уклоняется от заключения договора на вывоз отходов.

Задача регоператора – обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области. Многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой. На плечи регоператора ложатся проблемы обеспечения вывоза отходов частного сектора: приобретение контейнеров, пакетов для сбора отходов. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.

 

До настоящего времени государство контролировало только тарифы полигонов.

 

С введением института регоператора под контроль государства попадает тарифообразование всей цепочки обращения с отходами: департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердит и тарифы полигонов, и единый тариф регоператора, в который входят затраты на вывоз отходов и сбытовая надбавка регоператора.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.