Или о планах, которые будут осуществлять педагоги района в новом учебном году.
Первый месяц нового учебного года близок к завершению. 18 учреждений образования приняли 1 сентября 1446 обучающихся и 720 дошкольников.Насколько в муниципалитете эффективно выстроена система образования, рационально ли используются имеющиеся ресурсы, дает ли образовательная система ожидаемый результат? Эти и другие вопросы эффективности управления образованием были обсуждены на августовской конференции, о чем рассказывает начальник управления образования администрации Комсомольского муниципального района Наталья Клевитова.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ: С УРОВНЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
Министр образования РФ Ольга Васильева обозначила первоочередные направления в работе на новый учебный год.
Это совершенствование системы ЕГЭ, поддержка инклюзивного образования, социальная защита работников образовательной сферы и многие другие важные вопросы. В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по ним, должно увеличиться вдвое. Число бесплатных секций и кружков в общеобразовательных учреждениях должно быть не менее пяти: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.
Основам экономики и финансовой грамотности начнут учить с детского сада. С 1 сентября 2017 года в учебных планах появились новые предметы. Речь идет об астрономии. Этот обязательный предмет включен в программу 10-11-х классов с объемом не менее 35 часов.
Завершается разработка практически всех предметных концепций для школы. Сейчас в федеральном перечне почти 1470 учебников. Это слишком много. По каждому предмету необходимо иметь 2–3 линейки: базовые и углубленные.
ЕГЭ отменяться не будет. Это, как считает Ольга Васильева, мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Устный экзамен по русскому языку появится в 9-м классе. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КАДРЫ
В первую очередь решаются и финансируются вопросы заработной платы.
В Комсомольском районе благодаря консолидации бюджетов показатели по заработной плате имеют положительную динамику. Более 70% средств, направленных в сферу образования, идут на выплату заработных плат.
Средняя заработная плата воспитателей увеличилась на 2% и составила 17068 рублей, учителей — на 3% и составила 20343 рубля, педагогов дополнительного образования - 21850 рублей. Одним из важных показателей, влияющих на качество образования, является профессиональный уровень педагогических и руководящих работников.
Всего в образовательных учреждениях района работают 377 человек, из них 178 педагогов и 20 руководителей. 97% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. Процедуру аттестации выдержали 43 работника, в том числе 32 педагога на первую квалификационную категорию и 1 — на высшую категорию.
Вместе с тем образовательные учреждения района медленно пополняются молодыми кадрами. Средний возраст педагогов, работающих в образовательных организациях, составляет 46 лет.
О КАЧЕСТВЕ ОБУЧЕНИЯ
Уже несколько лет подряд наблюдается повышение качества образования. По итогам года качество знаний составляет 52%.
Два выпускника Комсомольской средней школы №1 награждены медалью «За особые успехи в учении». 10 выпускников (на 3 человека больше предыдущего года) 9-х классов получили аттестаты особого образца (Комсомольская средняя школа №1, Комсомольская средняя школа №2, Писцовская средняя школа, Подозерская средняя школа). 26 обучающихся удостоены премии главы Комсомольского муниципального района (в предыдущем учебном году — 22 учащихся).
Уверенно входят в педагогическую практику всероссийские проверочные работы. В этом году спектр учебных предметов, по которым будут всероссийские проверочные работы, будет увеличиваться.
По итогам прошедшего учебного года все выпускники девятых и одиннадцатых классов были допущены к итоговой аттестации и получили аттестаты.Четвертый год все выпускники школ района получают аттестаты об основном и среднем образовании.
Какая проблема существует? Прежде всего нравственная культура учеников. Всем известен лозунг «Честный ЕГЭ!». Его правила доведены не только до выпускников, но и до родителей. Но не все хотят им следовать, у некоторых обучающихся слабо сформированы навыки законопослушного поведения. В период итоговой аттестации было зафиксировано два эпизода грубого нарушения учениками правил сдачи ЕГЭ. Как итог — удаление без права пересдачи в текущем учебном году, моральные переживания и существенные изменения намеченной траектории обучения.
Государственную итоговую аттестацию в прошедшем учебном году проходили 68 выпускников 11 класса и 129 выпускников 9-х классов. В основные сроки итоговой аттестации около 2% девятиклассников не справились с экзаменами по математике, физике, географии и обществознанию, но перешагнули минимальный порог баллов при пересдаче. Проблемы подготовки обучающихся по перечисленным предметам необходимо обсудить на педагогических советах и скорректировать планы подготовки выпускников предстоящего учебного года.
С сентября по февраль проводится школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету, в которых приняли участие 600 обучающихся. По итогам муниципального этапа стали победителями и призерами 181 ученик. 17 человек были направлены на региональный этап, но эффективность участия по-прежнему остается крайне низкой. В целях улучшения результативности в этом учебном году, кроме традиционных практик работы с обучающимися, необходимо принять участие в дистанционных курсах подготовки к предметным олимпиадам.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ — ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Повышение качества образования невозможно без воспитания и дополнительного образования детей как неотъемлемой части образовательного процесса.
Воспитание нельзя уложить в специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждое учреждение может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут иметь воспитательный эффект и обсуждаться в семьях.
С 1 сентября все образовательные учреждения района должны приступить к реализации школьной медиации. Районным методическим центром по этому направлению станет Комсомольский дом детского творчества, где педагогом-психологом уже подготовлен пакет нормативно-правовых документов.
В Комсомольском районе разработана и успешно реализуется программа духовно-нравственного воспитания молодежи, в рамках которой проводятся как традиционные мероприятия, связанные с празднованием великих исторических событий, так и акции, флешмобы по узкой тематике.
Шесть школ района носят имена Героев Советского Союза, наших земляков. В течение учебного года в каждой школе прошли мероприятия в честь Героев Советского Союза с приглашением обучающихся из других школ. Например, на базе Седельницкой школы второй год проходят районные соревнования по биатлону в честь дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова, а в Иваньковской - лыжная эстафета в честь В.С. Миловидова. На базе Писцовской школы был организован районный смотр строя, речевки и песни. Обучающиеся района не только стали участниками соревнований, но и познакомились с биографией наших Героев-земляков.
В сентябре 2016 года на здании Седельницкой основной школы была установлена мемориальная доска в честь героя социалистического труда, члена Президиума Верховного Совета СССР, председателя комитета советских женщин Пуховой Зои Павловны. На базе этой школы прошел районный конкурс детских работ по профориентации «Профессия твоей мечты» и районные краеведческие чтения.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В 2016-2017 учебном году детские сады посещали 747 воспитанников, 163 дошкольникам предоставлены места в дошкольных образовательных учреждениях района.
Ликвидирована очередь детей от 3 до 7 лет. В течение всего года работала комиссия по комплектованию детей в детские сады района, на восьми заседаниях рассмотрено 36 ходатайств и заявлений, поступивших от родителей и работодателей. Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, — 184 человека. Это дети от 0 до 2 лет.
В течение учебного года осуществлялась работа по преемственности детского сада и начальной школы: организованы посещения занятий (уроков) педагогами детских садов города и Комсомольской средней школы №1, проводились семинары и родительские собрания.
В прошедшем учебном году все детские сады муниципалитета прошли независимую оценку качества. Первые строчки рейтинга занимают детские сады: «Радуга», «Аленький цветочек» и «Ромашка». Наименьшее количество баллов – в детских садах: «Березка» и «Рябинка».
В 2016-2017 учебном году департаментом образования Ивановской области были проведены контрольно-надзорные проверки в детских садах «Радуга», «Белочка», «Рябинка». Предписания по данным проверкам отсутствуют, нарушений лицензионных требований лицензиатами не выявлено.
На особом контроле стоит вопрос питания в детских садах. Сейчас большое внимание уделяется качеству молочной продукции в дошкольных учреждениях. Выполнение натуральных норм питания в районе составляет 93%.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Образовательные учреждения района активно сотрудничают с социальными партнерами.
Например, совместно с Комсомольским военным комиссариатом реализуется программа патриотического воспитания для учащихся.
Совместно с отделом по делам культуры, молодежи и спорта реализуется проект «Путешествие по губернии» на территории муниципалитета. Особенностью в этом году стало активное посещение районного музея дошколятами.
В прошлом учебном году проведено более 56 мероприятий муниципального уровня, направленных на формирование гражданских и социальных компетентностей.
За прошедший учебный год более 200 детей приняли участие в областных мероприятиях.
Лидером по участию в конкурсах, фестивалях, соревнованиях являются Комсомольская средняя школа №1 и Писцовская средняя школа.
В организации интеллектуальных конкурсов и викторин помощь оказывает наш постоянный социальный партнер – районная библиотека.