Он был на волоске от смерти, дважды ранен.

Дом в селе Писцово. Уютно, тепло. Николай Михайлович ждет гостей. А пока в окружении внуков время коротает  у телевизора, поближе к экрану: зрение и слух уже не те. Смотрит футбол, много лет болеет за ЦСКА. Шутит: «Наша,  армейская, команда».

Предисловие

Меня, гостью, Николай Михайлович Гончаров (на снимке) встречает радушно. Расспрашивает, откуда я, как фамилия, чем люблю заниматься.

­ — Любопытный он у нас, —  ­ смеются домочадцы.

Сам участник войны добавляет: живет, как у Христа за пазухой. Год назад дочь Татьяна забрала отца к себе, до этого на переезд он не соглашался. Да и нужды не было: сил на все хватало. Вниманием и заботой ветеран не обделен. Рядом – дети, внуки, правнуки.

Обо всем нам расскажет сам герой. Говорит, правда, он с трудом, сказываются и возраст, и серьезное ранение, полученное на войне.

100 граммов фронтовых не пил, не привык

Родился Николай Михайлович в селе Красное Воронежской области. Там закончил девять классов. Осенью 1941-­го стал вчерашний школьник курсантом Одесского пехотного училища. А вскоре попал на Волховский фронт.

Вот как солдат описывает быт тех лет.

­ — Деревни   горели,  немцы  их  поджигали.  Ночевали  мы,  где  придется. То  в деревнях, заходили  в  пустые дома,  там  и располагались. Никого  из  людей  за  все  это  время  не  встретил, только  однажды  старик со старухой  и  коровой  из леса вышли.  А то доставали ветки хвойные,  разводили   костры, возле  которых и спали,  ­ — вспоминает  ветеран.

К приезду журналистов Николай Михайлович надел пиджак с множеством медалей. За подвиг, за храбрость, за Победу.

­- Когда шли в атаку, некогда было бояться. О страшном не думали, поднимались под пули и шли. Ну, убьют ­ — так убьют, ничего не поделаешь… Сто граммов фронтовых? Конечно, давали, как же?! Но я не пил, не привык. Я ведь мальчишкой еще был, ­ — рассказывает Николай Михайлович.

 От смерти спасла случайность

Этот мальчишка был командиром взвода 939­-го стрелкового полка 259­-ой стрелковой дивизии (ред. ­ — в конце Великой Отечественной войны — ­ 259­-ая Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия). В подчинении – 15 солдат. Ни один в боях, где секунда решала, жить или умереть, не погиб, всех комвзвода Гончаров смог уберечь. Хотя сам бывал на волоске от смерти. Дважды был ранен.

­- В сентябре 1942­-го мы наступали. Шли в атаку, меня ранило в руку. Разрывная пуля была… Направили тогда в госпиталь, шесть месяцев там провел, затем снова на фронт, ­ — рассказывает фронтовик. – Второе ранение получил в феврале 1944­-го. В районе Новгорода. Пошел осматривать деревню. Внезапный выстрел, снайпер ранил меня в щеку. Спасло  то, что я в тот момент повернул голову, пуля прошла по касательной, иначе, всё…

Связной перевязал меня. Санитар положил на лодку, сплавил меня в полевой госпиталь.

Раненого комзвода направили в госпиталь Свердловска. Лечился он там до января 1945­-го, после чего был демобилизован.

Николай Гончаров вернулся домой, в Воронежскую область. Там и встретил победу. Зашел к знакомым на спиртзавод, как вдруг такая новость. Ни разу не выпивавшего фронтовика друзья уговорили поднять рюмочку за такое­то событие. На ватных ногах шел домой – от вина и от радости, шутит ветеран.

 «С женой жили дружно…»

Война оставила Николаю Михайловичу отметину на всю жизнь: совсем молодой, он стал инвалидом второй группы. Но на судьбу наш герой не жалуется.

После 9 мая началась мирная жизнь. Николай Михайлович отучился в техникуме лесного хозяйства. Женился на своей землячке Марии Алексеевне, она, кстати, окончила то же учебное заведение. Работал мелиоратором в Ростовской, Кемеровской областях, затем с супругой был переведен в Комсомольский лесхоз. Стал  лесничим, супруга ­ — его помощником.

­ — Отметили мы с женой золотую свадьбу. Жили   как все. Всё хорошо было, дружно всегда, трудились, детей воспитывали,   ­- делится Николай Михайлович секретом семейного счастья. — ­ Семья у нас большая: две дочери, трое внуков, четверо правнуков и уже пятеро праправнуков.

­ — Сдал отец и дедушка наш после смерти жены, —  ­ рассказывают дочь Татьяна и внучка Юлия. – Еще год назад все сам мог делать. Жили они отдельно. Жена болела, он за ней ухаживал, и еду готовил, и посуду мыл. В огороде все делал, сорняка не найдешь. Он привык всегда в движении быть: всю жизнь в лесу, на ногах, на воздухе. Работал до 80 лет. Молодые за ним не поспевали.

Послесловие

Николаю Михайловичу в этом году 95. Помнит наизусть все номера телефонов. Звонит старшей дочери, внукам, справляется, как здоровье, как дела. А еще соцработнику, помощнице своей  Елене Кузнецовой. Стала она ветерану, как родная, приходит, когда помощь необходима.

День Победы для Николая Михайловича ­ главный праздник. Собираются   близкие,  накрывают стол,  в  гости приходят  соседи, поздравляют  школьники, представители  власти.

О войне фронтовик вспоминать не очень любит, тяжело. Говорит лишь: «Воевали за народ, за Сталина, за Россию!».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.