15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.

В составе последней колонны, покинувшей 15 февраля тревожную южную республику,  был теперь житель Комсомольска, кавалер ордена Красной Звезды гвардии старший сержант  Сергей Похламков.

Сергей Викторович был командиром бронетранспортёра (БТР), который последним пересёк мост через пограничную реку Амударью у узбекского города Термез. Кроме Похламкова, в экипаж входили двое его подчинённых — ­ рядовые из Красноярска и с Украины. Следом пешком по мосту шёл только главнокомандующий нашего контингента в Афганистане  генерал Борис Громов. Сержант Похламков, выступивший на митинге в Термезе, тогда стал героем «Комсомольской правды», других центральных газет, всесоюзного телевидения и даже многих зарубежных СМИ.

Сергей Похламков родился и вырос в небольшом сибирском шахтёрском городе Анжеро­-Судженске Кемеровской области в простой рабочей семье. После окончания восьмого класса школы Сергей поступил в горный  техникум и самым серьезным образом готовился к службе: занимался спортом, в том числе каратэ и дзюдо.

Ашхабадская подготовка

Похламков был призван в армию в апреле 1987­-го, а в мае прибыл в учебную военчасть в Ашхабаде, столице советской Туркмении. О том, что парней готовят к отправке на афганскую войну, от курсантов не скрывали.

Подготовка в учебке была максимально приближённой к боевой обстановке.

Из призывников готовили мотострелков­-пехотинцев, водителей БМП  и БТР, операторов­-наводчиков. Стрелять они учились из  всех видов оружия, в том числе и ночью.

В Афганистане, куда Сергей уже в звании сержанта прибыл 13 ноября, он попал в разведроту. Это подразделение в составе батальона базировалось у древнего городка Кундуз ­ —  центра одноимённой провинции на севере Афганистана, всего в 50 километрах от границы с СССР.

Во всех провинциях

За  год и три месяца афганской службы Похламкова разведрота участвовала в боевых действиях почти во всех провинциях мятежной страны, в том числе в Кандагаре. Зачастую бойцов перебрасывали туда, где была необходима  помощь другим подразделениям.

Командиром роты, по словам Сергея, по­настоящему замечательным, был старший лейтенант Рамейков.

Он отбирал в свою роту в первую очередь сибиряков и украинцев. Но служили и пулемётчик­-чеченец, и таджик – оператор­-санинструктор, и переводчик.

Несмотря на, казалось бы, максимальную готовность к войне, первый бой стал для новичков безумием, когда стреляли наугад и падали на землю от любого шума. Настоящим шоком были первые ранения и потери товарищей…

Романтики и вдохновенного выплеска адреналина, утверждает Сергей, на войне меньше, чем горя, ужаса, грязи, смерти, жестокости… И всё­-таки героизма было действительно немало.

Свой орден сержант Похламков получил в октябре 1988 года за самоотверженность и находчивость в очень трудной боевой операции, когда приходилось противостоять превосходящим силам противника, выходя из окружения. Тогда Сергей чудом остался жив, был контужен. Но задание было выполнено.

За что воевали в Афганистане?

Воевать советским бойцам было трудно, потому что  часто невозможно было разобрать,  где военные подразделения, а где мирные жители. Ведь моджахеды не носили военной формы, как и многочисленные наёмники из исламских, а иногда и западных стран. Да и союзники советских войск ­ — бойцы армии демократического правительства ­ — были слишком ненадёжны.

­- Защищали ли мы их афганскую революцию? Нужна ли она была им и нам? – рассуждает ветеран. ­ — Мы тогда точно не знали, а думали о конкретных боевых задачах. Всё остальное ­ — дело замполитов. Мы скорее себя защищали, своих боевых товарищей, прикрывали другие подразделения. Опять же, нельзя забывать, что наши специалисты строили школы, больницы и дороги. Народ же там очень бедный, благ цивилизации ­ — минимум. И сейчас, похоже, мало что изменилось.

То, что ныне говорят и пишут, что мы на несколько лет задержали наркотрафик, терроризм и экстремизм, исходящий оттуда… Может быть, и это верно. Это лучше высказываний о том, что мы там были зря и нам никто ничего не должен. А насчёт интернационализма я приведу такой пример. В августе 1988­-го наши войска вывели из Кундуза. И туда вошли душманы. Во всём Кундузе они творили зверства. Мы были вынуждены с боем вернуться в этот город. Вот и думай. Так, может быть, мы все-­таки были миротворцами? Хоть в какой-­то степени?

 На трибуне  рядом  с генералами

Самым последним подразделением войск, выводимым из Афганистана, не случайно оказалась рота, где служил Сергей. Их разведбат прикрывал отход других частей советского контингента. С легендарным генералом Громовым Похламков и его друзья познакомились непосредственно перед мирным форсированием Амударьи в феврале 1989­-го. А в приграничном советском городе Термезе Сергей удостоился чести выступить на многолюдном митинге от имени всех советских солдат­-афганцев перед телекамерами разных стран.

В том, что именно Сергей  Похламков тогда стал одним из главных героев репортажей советской и мировой прессы, есть элемент случайности. Нужно было для митинга выбрать достойного солдата, высокого, статного… Вот и назначил генерал Борис Громов Похламкова. Посему и его БТР шёл замыкающим.

Молодому сибиряку дали тогда прочитать тетрадный листок с написанной приветственной торжественной речью от имени всех солдат, возвращающихся на Родину в Советский Союз. По словам Сергея Викторовича, он,  впервые в жизни выступающий с трибуны, рядом с генералами, включая Громова, очень волновался.

Сергей некоторое время служил весной 1989 года в Подмосковье, охраняя музей бронетанковых войск.

После армии он вернулся в Анжеро­-Судженск, где  участвовал в создании местного отделения союза ветеранов Афганистана, позже работал электромонтажником. Женился, но семейная жизнь не сложилась. Получил инвалидность. Несколько лет назад Сергей Викторович переехал из родного города сюда, в Комсомольск Ивановской области.

А в 2016 году о Сергее Похламкове вновь написала центральная газета «Комсомольская правда», военное приложение к её всероссийскому выпуску «Звезда». Теперь же и читателям «Зари», думаю, было интересно  узнать о простом человеке, солдате, попавшем в историю.

 Г. ГЛИНСКИЙ, фото В. Язовского

 

  • Этот  материал  был  направлен в «Зарю» анжеро-­судженским  журналистом Григорием Глинским. В городском краеведческом музее Анжеро­-Судженска есть материалы  о Сергее Похламкове. О нем писали многие СМИ. Дополнительные сведения о герое материала можно почерпнуть и в интернете.
  • За исполнение воинского интернационального долга Сергей Похламков награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отличие в воинской службе» II степени, «За боевые заслуги», «Воину-­интернационалисту от благодарного афганского народа».
  • В Комсомольском районе в настоящее время проживают 38 ветеранов боевых действий в Афганистане.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.