Первостроители с энтузиазмом строили город и станцию и с оптимизмом смотрели в будущее

Накануне Дня города Комсомольска есть повод вспомнить его историю. Своеобразно шло  жилищное строительство: на домах Комсомольска лежит печать нескольких  периодов. Теперь уже только в воспоминаниях старожил Комсомольска живут такие названия, как поселок  Грабари, Технический… Читая воспоминания  первостроителей ИвГРЭС и города о тех далеких годах, поражаешься, в каких тяжелейших условиях работали люди и с каким энтузиазмом возводили станцию и город, с каким оптимизмом смотрели в будущее. В книге «Рождение города. Из истории г. Комсомольска»,  написанной по воспоминаниям первостроителя Н.Н.Андреева В.С.Околотиным, имеется немало  интересных фактов.

Поселок Грабари   

В 1927 году вместе с началом работ по возведению ИвГРЭС шло «сооружение выемок и насыпей будущей железной дороги Миловское – Иваново-­Вознесенск, где  работали тысячи рабочих. Среди них были и грабари, главным образом украинцы, работавшие на своих лошадях и особых телегах для перевозки земли. Телеги напоминали гробы, за что они стали называться грабарями. Однако слово «грабари» произошло от немецкого слова «грабер» —  ­ землекоп. Белорусские и украинские землекопы уже давно называли себя грабарями. Жилых домов для них не было, и они строили маленькие домишки. Их было около вокзала столько, что образовался целый поселок Грабари. Он существовал около 30 лет, до конца 50­-х годов…».

Затем стали строить  дома  со всеми коммунальными удобствам. Перед Великой Отечественной войной, и особенно после нее, было построено много жилых домов и  коттеджей с канализацией, водопроводом, отоплением и небольшими участками для огорода и сада. Их архитектура  была крайне примитивной, ошибочно именовавшейся тогда стилем социализма.

«Камня на строительство домов нужно  будет много…»

Еще летом 1927 года крестьяне окружающих сел и деревень начали собирать камни на своих полях. Геологи говорили крестьянам, что их на строительство нужно будет много и за это будут платить деньги. Между единоличными полосками крестьян оставались широкие межи. Камни крестьяне складывали  на межи еще и раньше, а узнав, что за них будут платить деньги, набрали еще больше. В конце осени крестьяне доставили все на своих лошадях на площадку только еще начатого строительства.

«Как манна с неба свалилась,­ — говорили крестьяне.­ — Нам дважды хорошо: мы  поля свои очищаем да еще и деньги за это получаем».

И обозов крестьян, ехавших из Миловской волости в Иваново­-Вознесенск с дровами и картофелем, становилось все меньше и меньше.

«Зачем нам везти в Иваново дрова, сено и картофель на 40 верст, когда под боком  более выгодная работа», — ­ на сходках говорили мужики.

На площадку, отведенную для квадрата будущих жилых домов, крестьяне навозили горы камней. А немного спустя была принята на строительство бригада камнебоев Нилова. Бригадир восхищал всех своим богатырским видом. Около него часто собиралась молодежь, завидуя его силе.

«Как дрова колет! ­ — вырывалось у многих, смотревших на работу Нилова. – Сила!».

«Не только в силе дело, ­ — пояснял Нилов. ­ — Надо знать слой камня. Вот смотрите».

Он брал большой камень, оглядывал его со всех сторон, и от нескольких ударов тяжелой кувалдой Нилова камень превращался в большие и почти ровные плиты.

«Убирайте», ­ — шутливо говорил он своим рабочим­-камнебоям, а сам, посмеиваясь, ногой подкатывал себе следующую каменную глыбу. Рабочие складывали этот разработанный камень правильными рядами по габаритам будущих домов.

 «Это хорошо, но красоты в них нет…»

…Весной 1928 года на строительство прибыл Виктор Федорович Корольков. Он был назначен старшим производителем работ. Нередко можно было видеть вместе с Корольковым и главного инженера Назарова. Человек большой культуры и редкой душевной доброты, Виктор Федорович Корольков часто в беседах с Назаровым выражал свое недовольство проектами новых зданий.

«Вот посмотрите, Николай Николаевич, ­ — говорил он Назарову, ­ — в проектах преду­смотрена канализация, отопление, водопровод – это хорошо, но красоты в домах нет…».

Участковым производителем работ был назначен инженер Пропер. Ему поручили строить хлебозавод, Миловскую больницу… Участковым производителем работ по строительству каменных домов

№№ 1 ­ — 4 был  инженер Гуськов, здесь же работал мастер Константин Андреевич Зорин, знаниями и опытом которого восхищались рабочие и специалисты. Петру Ивановичу Дворникову, долгое время бывшему казенным десятником на строительстве школ и больниц, поручили возводить школу, Ивану Ивановичу Крылову ­  Миловскую больницу и баню. Десятником на строительство пожарного депо и ряда подсобных учреждений был принят Кокорин.

…Летом 1928 года развернулись работы по строительству поселка. Корольков, обладая  большими знаниями, давал конкретные указания производителям работ, на ходу решал многочисленные вопросы. Вскоре он был назначен главным инженером ИвГрЭСстроя.

Дома для строителей

Только землекопы выкопают грунт, как бригады каменщиков Креузова, Фролова, Белышева, Кривоносова и Камышникова закладывали фундаменты. Материал, который еще зимой заготовила бригада камнебоев Нилова, быстро убывал. Как снег в жаркую погоду, таял и кирпич, зато росли кирпичные стены будущих зданий и  домов. Проклинали строители исключительно дождливую погоду лета 1928 года. Но четкая организация работ и желание быстрее возвести дома для себя и товарищей бодрили строителей. Опытные каменщики помогали руководителям предусмотреть все, что могло потребоваться на стройку в ближайшее время. Начальник отдела снабжения Николай Павлович Смирнов, вчерашний бригадир землекопов, не ожидая указаний, своевременно создавал запасы материалов. На гужевом транспорте вольнонаемных крестьян на стройку везли все необходимое.  Главное ­ — как можно быстрее строить жилые дома и бараки: рабочие  прибывали. Председатель постройкома  Дмитрий Григорьевич Романов и главный инженер Виктор Федорович Корольков  много внимания уделяли быту своих рабочих и стремились сделать все, что в их силах, чтобы строители жили и работали как можно лучше. Особенно нравилось рабочим дружеское расположение Королькова к каждому, независимо от его должности и положения. Он умел с улыбкой отвечать иногда на самые бестактные вопросы строителей.

«Давай раствор!  Давай кирпич!..»

Вот один лишь из эпизодов рабочих будней строительства.

Каменщики то и дело покрикивали:

­ — Давай раствор!  Давай кирпич!

Подносчики беззлобно поговаривали:

­ — Ненасытные эти каменщики. Все им мало. 

­ — Попробуйте, ­ — оправдывались подносчики, ­ — сами носить по 20 штук кирпича восемь часов. Тогда узнаете, что это за работа.

­ — Да не так еще сложишь кирпич, ­ — добавляли другие. – То далеко, то близко…

Зорин и Дворников знали психологию каменщиков,  делали замечания только бригадирам. Тогда бригадиры  получали деньги на всю бригаду, а рабочие определяли, кому сколько причитается. Позднее ввели тариф по разрядной сетке. Рабочих стала рассчитывать бухгалтерия.

Почти одновременно с закладкой первых зданий будущего поселка энергетиков начался монтаж систем  отопления, водоснабжения, канализации. Не хватало людей и материалов. Немного времени спустя на строительство прибыли инженер по санитарно­-техническим работам Качура и техник-­строитель Кулик, которые и возглавили работу. Инженер Качура в противоположность Королькову отличался несобранностью. Были намечены трассы канализации,  началась выемка грунта, но сплошные дожди заполнили траншеи водой… Это надолго задержало укладку труб. Рабочие называли этот участок работ «Качурстроем». Но трудности преодолели строители поселка. И ни на одном участке суровая зима 1928 года не заставила прекратить строительство. Задымили трубы домов Технического поселка, столовой, бани, пекарни, бараков.

В 1929 году один за другим стали сдаваться в эксплуатацию каменные дома и культурно-­бытовые учреждения, вошло в строй здание  школы №1, в бараке открылась временная больница, в которой работал тогда единственный и очень уважаемый народом врач Алексей Александрович Ясников…

В поселке начиналась нормальная жизнь…

Т. Сергеева

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.