Владимир Алфеев, уроженец села Миловского, был представлен к званию Героя Советского Союза, но по не зависящим от него обстоятельствам не получил его.
Корейская война 1950-1953 годов была первой и единственной полномасштабной воздушной войной реактивной эры. Несмотря на огромное численное преимущество авиации США и их союзников, бросивших в бой новейшую технику, советские летчики за годы конфликта сбили 1097 самолётов американцев. Однако треть века эта война была в СССР неизвестной, ее участники вынуждены были молчать о своем прошлом. Среди них были и наши земляки.
С жизнью Героя Советского Союза Григория Ивановича Пулова газета уже знакомила читателей. Сегодняшний рассказ о Владимире Ивановиче Алфееве, который за участие в боевых действиях в небе Кореи был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил эту высокую награду по обстоятельствам, от него не зависящим.
Путь в небо…
Владимир Иванович Алфеев родился 15 июля 1923 года в селе Миловском, ныне городе Комсомольске. Он в 1939 году окончил 9 классов средней школы поселка, прошел обучение в Ивановском аэроклубе, который окончил весной 1941 года. С мая этого же года Владимир проходил службу в рядах в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов имени Чкалова в 1944 году и как один из лучших курсантов был направлен лётчиком-инструктором в 4й запасной истребительный авиационный полк (5-я запасная авиационная бригада ВВС Харьковского военного округа), здесь встретил 9 мая 1945 года. В ноябре 1946 года полк, в котором служил Владимир, был расформирован, и лейтенант В.И. Алфеев был направлен в состав Чугуевского военного авиационного училища лётчиков на должность лётчика-инструктора, где служил до марта 1950 года.
«Красные дьяволы» в небе Кореи…
Позднее В.И. Алфеев служил старшим лётчиком 32-го гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия Московского военного округа). Перед отправкой на Дальний Восток, где разгорелась Корейская война, был переведён старшим лётчиком в 196й истребительный авиационный полк этой же дивизии по инициативе командира этого полка Евгения Георгиевича Пепеляева. В составе этого полка с декабря 1950 года по февраль 1952 года находился в Китае в командировке, участвовал в боевых действиях в Корее. За период боевых действияй в небе КНДР выполнил около 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, лично сбил 7 самолётов противника.
В книге памяти Ивановской области рассказывается об этом периоде службы В.И.Алфеева:
…С самого начала боёв в небе Кореи лётчиков 196-го полка в составе 3-й авиаэскадрильи храбро сражался старший лейтенант Алфеев Владимир Иванович. Участвовал во всех боевых вылетах эскадрильи, был надёжным в бою товарищем. Однако на первых порах ему не везло. Когда Алфеев одержал свою первую победу, ведомый Фёдор Шебанов имел уже на своём счету 5 побед. Но зато первая же победа Владимира Алфеева оказалась довольно громкой и очевидной. Это произошло в столкновении 20 мая 1951 года, когда лётчики 196-го истребительного авиационного полка сошлись с американскими. Согласно рапорту старшего лейтенанта Алфеева события развивались таким образом:
«…В воздушном бою 20 мая 1951 года между 15:06 и 15:50 в районе Тецузан (ныне это город Чолсан) я сбил вражеский самолёт F-86. Я сделал по нему 4 очереди с дистанции 600-300 метров… Вражеский самолёт, который имел только один подвесной топливный бак, стал неуправляемым…»
А задымившийся МиГ-15 старшего лейтенанта Алфеева благополучно вернулся на свой аэродром. За отличие в боях старший лейтенант Владимир Алфеев был назначен командиром звена. В паре с Алфеевым ведомым летал до своей гибели в одном из воздушных боев 10 октября 1951 года Герой Советского Союза Федор Акимович Шебанов (6 сбитых самолетов противника).
Свою последнюю победу в корейском небе к тому времени уже капитан Алфеев одержал 28 декабря 1951 года. В этом вылете ведомым у него был старший лейтенант Пётр Иовлев, который вспоминает об этом бое так:
«В этот день мы вылетели в составе полка, состоящим из 12 экипажей. Я летел ведомым у капитана Алфеева. Встреча с противником произошла на высоте 10000 метров на встречном курсе. Мы вступили в бой с 48 F-86. Наша пара была атакована звеном «Сейбров». Не имея достаточной скорости для атаки, тройка «Сейбров» проходила ниже нас, а один F-86 отстал. Бой проходил в вертикальной плоскости и, увлекшись погоней за своей целью, «Сейбр» не заметил нас. Капитан Алфеев не мог его атаковать, а у меня была выгодная позиция. Я вписал самолет противника в прицел и открыл огонь. Дистанция была около 200 метров, фугасный снаряд попал в стык плоскости с фюзеляжем, правая плоскость отвалилась, и «Сейбр», вращаясь вокруг своей оси, стал падать. Сбил своего «Сейбра» в этом бою и Владимир Алфеев…»
Вернулся капитан Алфеев в Советский Союз с 7 официальными победами. За героизм в боях командир полка Евгений Пепеляев подавал представление на присвоение звание Героя Советского Союза шести лётчикам, в том числе и Владимиру Алфееву. Его поддержал командир дивизии трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, который поставил свою подпись под этими представлениями.Но они так и не были реализованы. Наградой за участие в этой войне для В.И. Алфеева стали два ордена Красного Знамени.
Из воспоминаний бывшего командира 196-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза полковника Е. Г. Пепеляева:
«…Такие лётчики 196-го авиаполка, как заместитель командира полка майор А. Митусов, командиры эскадрилий Б. Бокач, Н. Шеламонов, командиры звеньев Л. Иванов, И. Заплавнев и В. Алфеев — настоящие труженики войны и мастера воздушного боя остались — в тени из-за своей скромности. Эти лётчики сделали по 150- 180 боевых вылетов, провели до 50 воздушных боёв.
… Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя Советского Союза и 6 лётчиков полка к званию Героя Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана Заплавнева, Льва Иванова и Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7- 8 американских самолётов, а некоторые и по 2-3 немецких самолёта в Отечественную войну. По прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно…»
После войны В.И. Алфеев служил в советских ВВС. В феврале 1952 года он был повышен в должности до заместителя командира эскадрильи 196-го истребительного авиаполка. С мая 1953 года служил в 176-м гвардейском истребительном авиационном полку (52-я воздушная истребительная армия ПВО Московского округа) командиром эскадрильи, с октября 1955 года — заместителем командира полка по лётной подготовке, с октября
1956 помощником командира 324-й истребительной авиационной дивизии ПВО по огневой и тактической подготовке, а с августа 1958 года — заместителем командира 205-го истребительного авиаполка в той же 52-й воздушной истребительной армии. С апреля 1959 года командиром 191-го истребительного авиаполка. В апреле 1960 года Алфеев был прикомандирован к ЦК ДОСААФ, в августе 1960 года назначен заместителем начальника по лётной подготовке Калужского авиационного учебно-тренировочного центра.
Через три года полковник военный летчик 1 класса с 1950 года В И. Алфеев вышел в отставку, жил в городе Иванове. Умер в 1983 году (по другим данным — в 1986 году). В.И.Алфеев трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями СССР и КНР.
Материал подготовлен Т. Сергеевой
- Корейская война — вооружённый конфликт между Северной и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года. Основной причиной войны является желание обеих сторон объединить Корею под своим флагом. В результате в боевые действия были втянуты ведущие мировые державы СССР и США, а также Китай. Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны без применения ядерного оружия. На территории Корейского полуострова было разрушено более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств, три четверти правительственных учреждений, около половины всего жилищного фонда. Корейская война 1950-1953 ознаменовалась первыми воздушными боями с применением исключительно реактивных самолетов – американские F-86 «Сейбр» сражались с советскими МиГ-15. По завершении войны полуостров остался разделённым на зоны влияния СССР и США.