Владимир Алфеев, уроженец села Миловского, был представлен к званию Героя Советского Союза,  но по не зависящим от него обстоятельствам не получил его.

Корейская война 1950-1953 годов была первой и единственной  полномасштабной воздушной войной реактивной эры. Несмотря на огромное численное преимущество авиации США и их союзников, бросивших в бой новейшую технику, советские летчики за годы конфликта сбили 1097 самолётов американцев. Однако треть века эта война была в СССР неизвестной,  ее участники вынуждены были молчать о своем прошлом. Среди них были и наши земляки.

С жизнью Героя Советского Союза Григория Ивановича Пулова газета уже знакомила читателей. Сегодняшний рассказ о Владимире Ивановиче Алфееве, который за участие в боевых действиях в небе Кореи был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил эту высокую награду по обстоятельствам, от него не зависящим.

Путь в небо…     

Владимир Иванович Алфеев  родился 15 июля 1923 года в селе Миловском,  ныне  городе Комсомольске. Он в 1939 году окончил 9 классов средней школы поселка, прошел  обучение в Ивановском аэроклубе, который окончил весной 1941 года. С мая этого же года  Владимир проходил  службу в рядах в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов имени Чкалова в 1944 году и  как один из лучших курсантов был направлен лётчиком-­инструктором в 4­й запасной истребительный авиационный полк  (5­-я запасная авиационная бригада ВВС Харьковского военного округа), здесь встретил 9 мая 1945 года. В ноябре 1946 года полк, в котором служил Владимир, был расформирован, и лейтенант В.И. Алфеев был направлен в состав Чугуевского военного авиационного училища лётчиков на должность лётчика­-инструктора, где служил до марта 1950 года.

«Красные дьяволы» в небе Кореи…

Позднее В.И. Алфеев служил старшим лётчиком 32-­го гвардейского истребительного авиационного полка (324-­я истребительная авиационная дивизия Московского военного округа). Перед отправкой на Дальний Восток, где разгорелась Корейская война, был переведён старшим лётчиком в 196­й истребительный авиационный полк этой же дивизии по инициативе командира этого полка Евгения  Георгиевича  Пепеляева. В составе этого полка с декабря 1950 года по февраль 1952 года находился в Китае в командировке, участвовал в боевых действиях в Корее. За период боевых действияй в небе КНДР выполнил около 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, лично сбил 7 самолётов противника.

В книге памяти Ивановской области рассказывается об этом периоде службы  В.И.Алфеева:

…С самого начала боёв в небе Кореи лётчиков 196-­го полка в составе 3-­й  авиаэскадрильи храбро сражался старший лейтенант Алфеев Владимир Иванович. Участвовал во всех боевых вылетах эскадрильи, был  надёжным в бою товарищем. Однако на первых порах ему не везло. Когда Алфеев одержал свою первую победу, ведомый  Фёдор Шебанов  имел уже на своём счету 5 побед. Но зато первая же победа Владимира Алфеева оказалась довольно громкой и очевидной. Это произошло в столкновении 20 мая 1951 года, когда лётчики 196-­го истребительного авиационного полка сошлись с американскими. Согласно рапорту старшего лейтенанта Алфеева события развивались таким образом:

«…В воздушном бою 20 мая 1951 года между 15:06 и 15:50 в районе Тецузан (ныне это город Чолсан) я сбил вражеский самолёт F­-86.  Я сделал по нему 4 очереди с дистанции 600-­300 метров… Вражеский самолёт, который имел только один подвесной топливный бак, стал неуправляемым…»

А задымившийся  МиГ-­15 старшего лейтенанта Алфеева благополучно вернулся на свой аэродром. За отличие в боях старший лейтенант Владимир Алфеев был назначен командиром звена. В паре с Алфеевым ведомым летал до своей гибели в одном из  воздушных боев 10 октября 1951 года Герой Советского Союза Федор  Акимович  Шебанов (6 сбитых самолетов противника).

Свою последнюю победу в корейском небе к тому времени уже капитан Алфеев одержал 28 декабря 1951 года. В этом вылете ведомым у него был старший лейтенант Пётр Иовлев, который вспоминает об этом бое так:

«В этот день мы вылетели в составе полка, состоящим из 12 экипажей. Я летел   ведомым у капитана Алфеева. Встреча с противником произошла на высоте 10000 метров на встречном курсе. Мы вступили в бой с 48 F-­86. Наша пара была атакована звеном «Сейбров». Не имея достаточной скорости для атаки, тройка «Сейбров» проходила ниже нас, а один F-­86 отстал. Бой проходил в вертикальной плоскости и, увлекшись погоней за своей целью, «Сейбр» не заметил нас. Капитан Алфеев не мог его атаковать, а у меня была выгодная позиция. Я  вписал самолет противника в прицел и открыл огонь. Дистанция была около 200 метров, фугасный снаряд попал в стык плоскости с фюзеляжем, правая плоскость отвалилась, и «Сейбр», вращаясь вокруг своей оси, стал падать. Сбил своего «Сейбра» в этом бою и Владимир Алфеев…»

Вернулся капитан Алфеев в Советский Союз с 7 официальными победами. За героизм в боях командир полка Евгений Пепеляев подавал представление на присвоение звание Героя Советского Союза шести лётчикам, в том числе и Владимиру  Алфееву. Его поддержал командир дивизии трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, который поставил свою подпись под этими представлениями.Но они так и не были реализованы. Наградой за участие в этой войне  для В.И. Алфеева стали два ордена Красного Знамени.

Из воспоминаний бывшего командира 196­-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза полковника Е. Г. Пепеляева:

«…Такие лётчики 196­-го авиаполка, как заместитель командира полка майор А. Митусов, командиры эскадрилий Б. Бокач, Н. Шеламонов, командиры звеньев Л. Иванов, И. Заплавнев и  В. Алфеев —  ­ настоящие труженики войны и мастера воздушного боя ­ остались — в тени из­-за своей скромности. Эти лётчики сделали по 150- ­ 180 боевых вылетов, провели до 50 воздушных боёв.

… Знаю, что командир 324­-й истребительной дивизии трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя Советского Союза и 6 лётчиков  полка к званию Героя Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана Заплавнева, Льва Иванова и Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7- ­ 8 американских самолётов, а некоторые и по 2-­3 немецких самолёта в Отечественную войну.  По прибытии из Кореи 324-­ю авиадивизию передали из ВВС  в состав ПВО страны. Начальство ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно…»

После войны В.И. Алфеев  служил в советских ВВС. В феврале 1952 года он был повышен в должности до заместителя командира эскадрильи 196-го истребительного авиаполка. С мая 1953 года служил в 176­-м гвардейском истребительном авиационном полку (52-­я воздушная истребительная армия ПВО Московского округа) командиром эскадрильи, с октября 1955 года — заместителем командира полка по лётной подготовке, с октября

1956  помощником командира 324-­й истребительной авиационной дивизии ПВО по огневой и тактической подготовке, а с августа 1958 года  — ­ заместителем командира 205-­го истребительного авиаполка в той же 52-­й воздушной истребительной армии. С апреля 1959 года командиром 191-­го истребительного авиаполка. В апреле 1960 года Алфеев был прикомандирован к ЦК ДОСААФ, в августе 1960 года назначен заместителем начальника по лётной подготовке Калужского авиационного учебно-­тренировочного центра.

Через три года полковник военный летчик 1 класса с 1950 года В И. Алфеев вышел в отставку, жил в городе Иванове. Умер в 1983 году (по другим данным — ­ в 1986 году).  В.И.Алфеев трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды был награжден  орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями СССР и КНР.

Материал подготовлен Т. Сергеевой

 

  • Корейская война — вооружённый конфликт между Северной и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года. Основной причиной войны является желание обеих сторон объединить Корею под своим флагом. В результате в боевые действия были втянуты ведущие мировые державы ­ СССР и США, а также Китай.  Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны без применения ядерного оружия. На территории Корейского полуострова было разрушено более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств, три четверти правительственных учреждений, около половины всего жилищного фонда. Корейская война 1950­-1953 ознаменовалась первыми воздушными боями с применением исключительно реактивных самолетов – американские F­-86 «Сейбр» сражались с советскими МиГ-­15. По завершении войны полуостров остался разделённым на зоны влияния СССР и США.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.