95 лет назад, 12 декабря 1927 года, состоялся пуск железнодорожной ветки, Сыгравшей большую роль в строительстве ИвГРЭС.

95 лет назад, 12 декабря 1927 года, состоялся пуск железнодорожной ветки «Иваново-Вознесенск — Миловское», сыгравшей большую роль
в строительстве ИвГРЭС, города и в жизни не одного поколения комсомольчан. На сооружении земляного полотна трудилось
более 1000 человек — украинских грабарей и юхновских колымажников. От наименования одной из профессий строителей железнодорожной ветки и пошло название места, где строились землянки и селились рабочие – поселок Грабари.

По холмам, оврагам и болотам
Все большие стройки начинаются с малого: с подготовительных работ, с подъездных путей, с бытовых помещений. Хороших дорог и техники во времена строительства станции ИвГРЭС летом 1927 года не было. Часть поставок для строительства осуществлялась гужевым транспортом, на лошадях, но основной грузопоток шел по железнодорожным путям. Для ускорения строительства срочно были необходимы подъездные железнодорожные пути.
Был составлен проект железнодорожной ветки от Балино до Миловского.
В практике строительства железных дорог наибольший вес в составе расходов и по трудности исполнения занимает устройство земляного полотна. Оно представляет собой грунтовое сооружение, которое приводится в такое состояние, чтобы можно вести укладку рельс со шпалами с заданными уклонами на подъёмах и спусках.
Наиболее устойчивый путь это тот, что проложен по прямой линии и на ровном месте. Но таких идеальных участков в природе бывает очень мало. Зато холмов, оврагов, водоёмов в виде рек, ручьёв и озёр, а также непроходимых болот везде в избытке. Именно такой трудной для прокладывания железнодорожной ветки и была местность до Миловского. На пути ее следования было много ручьев и речек. Всего на трассе в 32 километра было намечено соорудить 24 моста. Правда, из них только два были крупными: один на 16-м километре с пролетом около 40 метров через реку на высоком уровне и другой — в 3 километрах от конца ветки с пролетом 80 метров на пересечении с рекой Ухтохмой.

Строители нового пути
Ведущая профессия на отсыпке земляного полотна — это путевые рабочие, которые ещё со времен Российской империи собирались в артели, участвовавшие в строительстве железных дорог.
Тяжелыми были условия работы на прокладывании железнодорожной ветки до строящейся электрической станции.
На сооружении выемок и насыпей будущей железной дороги Иваново-Вознесенск — Миловское работало более 1000 рабочих.
Подрядчик строительства пригласил для сооружения земляного полотна украинских грабарей и юхновских колымажников, больших специалистов в этом деле, использовавших своих лошадей и особые телеги для перевозки земли.
Белорусские и украинские землекопы уже давно называли себя грабарями, так их стали звать и у нас.
Жилья для них не было, и они сооружали для себя землянки. Их было около старого вокзала столько, что образовался поселок Грабари. Он существовал не один десяток лет. Даже после расширения ИвГРЭС жители неохотно уходили из этих лачуг, когда их стали размещать в новых домах по Зеленой улице (ныне Зайцева). Последние землянки грабарей с трудом при содействии ИвГРЭС, КТУ расселили лишь в конце 50-х годов прошлого века.
Шпалы для путей были куплены, а вот с рельсами было трудно. Рельсы вывезли с законсервированной где-то возле Сызрани железнодорожной ветки.
На путях ИвГРЭС была другая беда: песка ближе, чем на 16-м километре, не было, только дойдя до этого карьера можно было балластировать пути.
Были куплены два старых паровоза ОВ, их отремонтировали и пустили.
С августа 1927 года началась укладка рельсов.
В сентябре работники Ивановского губисполкома после осмотра объекта остались довольны темпами строительства дороги.
По некогда дикому болоту Марково-Сборное, где раньше была топь, теперь ступали, не испачкав ботинок: везде были осушительные линии.

Первый декабрьский рейс
Прокладка путей на ветке к ИвГРЭС шла в октябре-ноябре. А 12 декабря 1927 года на поезде строители могли проехать до Миловского. Много собралось народу встречать первый паровоз с одной платформой, наполненной людьми.
Самое трудное дело было сделано: установлено регулярное движение и пассажирских поездов, и нескольких товарных по новой ветке. На стройку стали поступать дефицитные материалы: цемент, известь, кирпич. Пошел на ИвГРЭС лес, нужный для строительства жилья, а также песок и гравий с Волги.
Прошло 95 лет с тех событий. Железнодорожная ветка Иваново-Вознесенск — Миловское выполнила свою главную функцию железной артерии, без которой строительство ИвГРЭС и поселков могло бы растянуться на многие годы. Строительство железной дороги останется в истории города, района и нашей благодарной памяти как символ самоотверженного труда наших дедов и отцов.

К теме

Слово «грабарь» произошло отнемецкого «graber» — землекоп. Украинское грабари — это землекопы в лице крестьян, приезжавших из деревень на своих лошадях, иногда вместе с семьями на строительство, где нужна была их рабочая сила и профессионализм при сооружении вспомогательных сооружений. С помощью железной лопаты, кирки и лома они брали грунт, грузили его на телегу и доставляли туда, куда необходимо. Грабарям на день десятник отмерял земляной участок и ставил колышек или пень, на котором отмечал химическим карандашом: «Грабарю Петрову…», указав, сколько пройти за смену. В более широком понятии грабари — это перевозчики грунта на насыпь железной дороги.
Колымага — тяжелая, громоздкая, неуклюжая повозка для возки земли, перевозки камней, песка и прочего, а колымажники — люди, выполнявшие эту тяжелую работу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.