На повороте на село Тюгаево Комсомольского района появился новый указатель — здесь родина Героя Советского Союза Щербакова Сергея Васильевича.

В начале пути

Крестьянский сын Сергей Щербаков вряд ли мечтал с детства стать летчиком. Он рано остался сиротой. В 1918 году, когда мальчику было 4 года, в боях с интервентами под Архангельском погиб отец. А еще через шесть лет из жизни ушла мать.  Начальную школу мальчик окончил в своем селе, а вот  семилетку —  в соседнем Осенево (ныне уже в Ярославской области).

С сентября 1932 года  после окончания курсов работал шофером на Ивановской ГРЭС. Эта профессия и определила его армейскую специальность. В декабре 1933 года  Сергей Щербаков был призван в армию и направлен в бронетанковые войска, затем в военное училище. В 1937 году стал кадровым офицером, но  через год  сменил землю на небо. В 1938 году  по собственному желанию был зачислен в Харьковское авиационное училище, получил  военную специальность  штурмана самолета-бомбардировщика.

Первый боевой вылет он совершил на седьмой день войны на  СБ — скоростном бомбардировщике. Уже через год прошел переподготовку на  B-25 «Митчелл», на котором воевал до Победы.

Наш земляк около 200 раз поднимался во фронтовое небо. Вылетал в глубокий тыл врага, на бомбардировку Берлина и Кенигсберга, Кельна и Констанцы. Самолет, в котором был Щербаков, часто шел или первым, или последним в отряде. Если первым, то  именно он должен был вывести  ночью точно на замаскированную цель и сбросить осветительные бомбы, по которым ориентировались уже остальные самолеты. Уходя последним от цели, фотографировал результаты бомбометания.

Ночная аэрография

Весной 1943 года интерес нашего генерального штаба вызвал железнодорожный мост через  Десну недалеко от Брянска. Он имел стратегическое значение для гитлеровцев. Считалось, что мост взорван, по другим сведениям, что цел и по нему продолжали двигаться немецкие воинские эшелоны. Обычная воздушная разведка не давала однозначного ответа.

Нужный результат могла дать только аэрофотосъемка.  Взвесив все обстоятельства, командование решило провести аэрофотосъемку в… ночное время.  При выборе летчика для выполнения этой боевой задачи остановились на летчике Владимире Драгомирецком (в 1944 году он стал Героем Советского Союза). Бессменным штурманом его экипажа был Сергей Щербаков.

…Апрельская ночь 1943 года выдалась хоть и темная, но благоприятная для аэрофотосъемки: воздух был чист, по-весеннему прозрачен. Экипаж действовал дерзко, штурман сразу вывел самолет на цель. Нигде не было ни единого огонька, но слабый лунный свет  выявлял Десну с ее характерными изгибами.  Летчики были убеждены, что находятся над целью своего полета.

Сброшенная фотоавиабомба, как гигантским рефлектором, озарила огромный круг местности под ними. Штурман Щербаков  смотрел в визир прицела, отсчитывал секунды работы фотоаппарата. Драгомирецкий и вовсе замер, ведя машину так, чтобы она не дрогнула…. Как раз в этот момент первые лучи прожекторов раскинулись веером и заметались овалами белых отсветов по потолку облаков. Драгомирецкий не выдержал, спросил:

— Ну как там у тебя?

— Все, командир, три снимка сделал. Порядок!

— Осечки не будет?

— Не будет.

И  все-таки  самолет поймали лучи прожекторов. Драгомирецкий  опрокинул самолет в отвесный крен. Несколько секунд падения и… темнота: самолет вне прожекторного света.

Через полтора часа Драгомирецкий вполне благополучно посадил самолет на своем аэродроме. Снимки оказались удачными и подтвердили, что мост все-таки действует.

Это только один боевой эпизод с участием нашего земляка. А за годы войны таких вылетов были десятки.

Все возможное  для Победы

Штурманом Сергей Щербаков прошел всю Великую Отечественную. Был инструктором по радионавигации, штурманом полка. Сам он не раз садился за штурвал крылатой машины, делал все возможное, чтобы она вышла точно на цель. Особенно важно это было в ночных вылетах, которых во фронтовой биографии Героя было много.

За время войны был пять раз сбит, но всегда возвращался в строй. Однажды в июне 1944 года жене даже ушло  извещение о том, что ее муж не вернулся с боевого задания, то есть пропал без вести. А в это время гвардии майор Щербаков сражался в партизанском отряде имени Щорса на белорусской земле.  Потом он вернулся к летной работе.

В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном командиром полка в победном мае 1945 года, говорится: «как опытному и отлично знающему штурману командование поручало самые ответственные боевые вылеты, как то: дальние цели по спецзаданию, выброски в глубокий тыл агентов, фотографирование и подсветка целей, разведка погоды».

Через год после победы, в мае 1946 года, в газетах был опубликован Указ о присвоении звания Героя Советского Союза военным летчикам, отличившимся на завершающем этапе войны. Среди них был Сергей Васильевич Щербаков.

После Победы еще больше 10 лет герой-фронтовик служил в авиации. После увольнения в запас жил в Николаеве на Украине. Ушел из жизни в 1973 году.

Так распорядилось судьба, что на родине о нем как о герое узнали только в 1980-е годы. До сих пор его имени нет на мемориале героев-ивановцев в областном центре. Только в родном Комсомольске у вечного огня есть памятная доска с именем героя. Да вот еще появился указатель на трассе Ярославль-Иваново.

( Материал подготовлен краеведами Подозерской средней школы)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.